Бей-спасай евреев! Особенности российского антисемитизма
В СССР после разрыва дипломатических отношений с Израилем (1967) развернулась мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом.
Пожалуй, антисемитизм — самая острая и опасная тема из всех, какие только бывают.
И все-таки попытаемся поговорить об этом спокойно. И объективно.Жить или не жить
Антисемитизму на Руси, наверное, столько же лет, сколько самой Руси. Уже в X веке в Киеве существовала еврейская община. А в 1113 году киевляне, по словам летописи, пошли «на жиды» — разгромили еврейский квартал, где жили ненавистные ростовщики. Можно сказать, первый еврейский погром.
А потом — затишье. До конца XVIII века на повестке дня стоял только один вопрос: дозволять ли евреям жить в России? Но Екатерина II поучаствовала в разделах Речи Посполитой, а Александр I присоединил почти всю Польшу. Вместе с украинскими, белорусскими, литовскими и польскими землями в состав Российской империи влилось значительное еврейское население. Перепись 1897 года насчитала в стране
5 215 800 евреев — половину от всех, живущих на планете. Вопрос, жить ли евреям в России, больше не стоял. Стоял другой: как жить?
К началу XX века более 500 законов, правил, циркуляров и разъяснений регулировали жизнь российских евреев. Правильнее сказать, не регулировали, а стесняли. Но здесь необходимо сделать пару предварительных замечаний.
Во‑первых, ограничения в правах носили не национальный, а религиозный характер. Еврей, сменивший иудаизм на православие, становился полноправным гражданином. Правда, его все равно не брали в жандармы, но это не очень большая потеря.
Во‑вторых, говоря о стесненном положении евреев, не стоит забывать, что Россия вообще была не слишком свободной страной. 80 процентов населения составляли крестьяне, которые до 1906 года находились в еще худшем правовом положении. Мы уж и не говорим о том, что евреи в России никогда не знали крепостного права.