"Железный купол" в действии. Photo by Yonatan Sindel/Flash90.
Давид Эйдельман. Безопасность и безответственность.
«Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза» — пел Высоцкий. Сытая самоуверенность, мнящая себя всегда правой, полагающая, что у определенного круга лиц есть монополия на истину, грозит гонкой к пропасти без тормозов.
В книге Стивена Ландсбурга «Экономист на диване. Экономическая наука и повседневная жизнь», которая издана по-русски «Фондом Егора Гайдара» рассказывается интересная история о том, как более безопасные машины привели к большему количеству аварий.
В 1965 году американский адвокат и политический активист левоцентристского толка Ральф Нейдер опубликовал книгу «Опасные при любой скорости», призывая обратить внимание на различные элементы дизайна, сделавшие автомобили более опасными, чем необходимо. Федеральное правительство вскоре откликнулось изданием широкого спектра законодательных актов в области безопасности автомобилей, предписывая обязательное использование ремней безопасности, мягких панелей, складывающихся рулевых колонок, двухконтурных тормозных систем и прочных лобовых стекол.
И количество автомобильных аварий увеличилось
Причина в том, что угроза погибнуть в результате аварии является мощным стимулом для аккуратного вождения. Люди управляют более осторожно, если их машины менее безопасны.
Но водитель с ремнем безопасности и мягкой приборной панелью сталкивается с меньшей угрозой. Водители становятся менее осторожными. Результатом является большее число аварий.
Однако, а середине 1970-х годов Сэм Пельцман из Чикагского университета выяснил, что несмотря на то, что аварий стало больше, меньше стало смертельных исходов среди водителей в каждой такой аварии. Но общее количество водительских смертей осталось, по существу, неизменным. А побочным эффектом стал рост смертей среди пешеходов.
Пешеходы никак не выигрывают от мягких приборных панелей
Раздумывая над этой статистикой, Армен Алчиан из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложил способ значительного снижения аварийности: потребовать, чтобы в каждом автомобиле на рулевом колесе было установлено копье, направленное прямо в сердце водителя.
Алчиан уверенно предсказывает, что в таком случае водители станут соблюдать дистанцию. И вообще… вести себя более осторожно.
Собственно говоря, случай с водителями, которые делают больше аварий на более безопасных машинах не должен удивлять.
Большая безопасность, даже мнимая, приводит всегда к большей раскованности, меньшей осторожности, большей безответственности (выберите то определение, которое вам нравится).
Поговорим за «безопасный секс»
Возьмем к примеру так называемый «безопасный секс». Изобретение более качественной техники контроля над рождаемостью снизило «цену» полового акта (возможность заражения и нежелательные беременности — являлись составляющими этой цены). Процент сексуальных контактов, приводящих к беременности, снизился. А количество сексуальных контактов начало расти.
И люди стали гораздо более вольны. И гораздо менее разборчивы.
«Безопасные» сигареты
«Курение сигарет с низким содержанием смол может привести к более высокому количеству заболеваний раком легких. Употребление низкокалорийных искусственных жиров может привести к увеличению среднего веса американцев» — пишет Стивен Ландсбург.
Это не парадокс. Здесь все банально логично.
Большая безопасность = большая безответственностьЧеловек считает, что в наибольшей безопасности он находится дома, а не на улице, и не на производстве.
Но статистика… любой милиционер, любой врач «скорой помощи», любой социолог вам скажет, что львиная доля несчастных случаев, убийств, не говоря уже о просто неожиданных смертях – все это дома.
В доме вы расслабляетесь, минимальные угрозы ошибочно расцениваете как нулевые.
Если вы с ребенком вышли на улицу, то все ваше внимание направлено на ребенка, вы видите и понимаете, сколько опасностей. А дома вы заперли дверь, и все спокойно.
А ребеночек находит какую-нибудь дрянь…
Специалист по бытовым отравлениям говорил мне, что больше всего люди травятся у себя дома. Почему? Потому как вы, увидев съестную дрянь на асфальте, в рот её не потащите, как бы аппетитно она не выглядела, а вот из дальнего угла холодильника… «Что тут затерялось?»
Так что формулировку «большая безопасность = большая безответственность» можно считать достаточно точной. Можно согласиться и с тем, что и ощущение безопасности может привести к весьма пагубным последствиям. Оговорюсь, что это констатация совершенно не означает, что автор против усиления безопасности автомобилей, использования контрацептивов или надежных дверей.
Ну и что?
Да то, что израильское многократное превосходство в области безопасности над палестинцами и прочими арабскими соседями, как в отдельности, так и вместе взятыми, может сыграть с нами злую шутку, поскольку позволяет не решать проблемы, которые требуют решения.
Фото: пресс-служба ЦАХАЛ.
Мы же знаем, что мы их в любой момент. Столько раз — сколько захотим. Не перенапрягаясь. В любой позиции. Быстро и элегантно.
Основатель и вдохновитель израильского мирного процесса Шимон Перес рассказывал анекдот прорабу этого же процесса Йоси Бейлину. Два человека играют, кидают кубики. Но на кубиках нет никаких отметок, означающих цифры.
— Откуда же они знают, что выпало?!
— Посмотри: у одного из них в кармане пистолет. Он всегда точно знает, что выпало.
Израиль чувствует себя игроком с пистолетом в кармане. Это хорошо. Конечно, хорошо. Но в долгосрочной перспективе — очень опасно. https://relevantinfo.co.il/bezopasnost_i_bezotvetstvennost/?fbclid=IwAR0Amjryan5Jw8xpw7DLXWSBukM1HOdKlvYIqVV5gO58uguZirrBoNZ59hE