Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Давид Эйдельман. Смыслы "Игры престолов"

Смыслы
Давид Эйдельман. Смыслы "Игры престолов".
Всё хорошее имеет обыкновение заканчиваться. Любое завершение культового сериала не может понравиться всем его поклонникам.
Петиция, призывающая канал HBO переснять весь восьмой сезон, набрала уже более миллиона подписей.
У каждого фаната “Игры престолов” были свои представления о том, как должен завершиться этот сериал. И никто не может быть полностью удовлетворен.
Но это было не просто фэнтези – телесериал, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов.
Из всех сериалов, действие которых происходит в выдуманных мирах, именно «Игра престолов» стала самым значимым культурным феноменом. Феноменом общественного сознания. Фактом нашей биографии.

Достаточно сказать, что 3,5 тысячи родителей в США назвали своих дочерей в честь одной из главных героинь — Дейенерис Таргариен, из которых 560 пришлось на прошлый год. Арья Старк, одна из харизматичных героинь саги, лидирует в Штатах за прошлый год — 2 545 девочек получили там это имя. В итоге имя оказалось на 119 месте по популярности в стране, опередив такие традиционные женские имена, как Марго и Энни. А имя Кхалиси — стало более популярно в США, чем Бритни.
Произошло это не только в силу добротности сценария, который основан на знаменитых романах Джорджа Мартина, великолепно подобранного актерского состава, нехилого бюджета на декорации и пр.
Кроме закрученности сюжета, остроты драматизма, интриги, которой можно порезаться; кроме того, что мир предлагаемый «Игрой престолов» — достаточно сложен, чтобы в нем можно было заблудиться, но содержит достаточно странного и гротескного, чтобы зритель не заскучал; кроме великолепно выписанных многоплановых образов…Кроме всего этого, в «Игре престолов» есть и нечто большее, задевающее коллективное бессознательное современного мира.
Особенностью «Игры» является аксиоматическое понимание мнимости и уязвимости любого могущества. И книги Мартина, и, в ещё большей степени, сериал на них основанный, успешно играют на струнах массовых страхов и комплексов. Человечество, достигшее прежде невиданного могущества, чувствует себя как никогда уязвимым.
«Игра престолов» играет иррациональными страхами современного мира, на нашей тяге к апокалиптике, на нашем предчувствии незаметно надвигающейся катастрофы (подлинной или мнимой?), которая может наступить в любой момент.
Этот сериал показывал зрителям, что пока властители мира сего занимаются своими политическими разборками, на наш мир надвигаются подлинные опасности, которые требуют объединения всех живых. И государственные деятели различаются не только своим умением подставить ножку конкуренту, но и способностью адекватно реагировать на глобальные угрозы.
Именно потому, что мир «Игры престолов» был так ненадежен и непредсказуем — он стал так интересен тем, кто изучает политику и историю.
Историк Том Холланд писал в «The Guardian», что в этом эпическом фэнтези есть опьяняющий коктейль, в котором больше жесткого реализма, чем в исторических романах.
Автор исторического романа неизбежно скован сюжетом. Читая книгу об Александре Македонском, вы точно знаете, чем она завершится. Открыв роман о Цезаре, вы знаете, что его зарежут в Сенате. Жанна д’Арк будет сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. Это все равно, что решать математическую задачу, предварительно посмотрев в ответ.
Между тем, настоящая история, в которой мы живем… она совсем не такая. Если бы в декабре 2010 года экспертам, дипломатам, разведчикам предложили бы оценить положение Мубарака, если бы это сделали не только в его родном Египте, но и в других арабских странах, Израиле, Европе, США, если бы провели исследования, конференции и симпозиумы по этой теме… Ответы вероятнее всего колебались бы между «суперустойчивое», «суперстабильное», «супернадежное». И ещё много слов, начинающихся с «супер». «И вдруг за три месяца супер в один момент превратился в киоск» — пошутил по этому поводу экс-глава ШАБАКа Ави Дихтер. Мы помним, как вначале относились к Трампу — кандидату на праймериз в Республиканской партии США. О том, как смеётся над всеми экспертными предсказаниями развитие ситуации в Украине — читателю известно не хуже меня. Вы помните какой неожиданностью был Брекзит…
«Игра престолов» — это хорошо выстроенное фэнтези, которое переносит в нереальный мир реальные законы политической борьбы и непредсказуемости. Мы видим идеальный коктейль, в котором объединены персонажи из разных веков, типизируются повороты сюжета, характеры и декорации. Сверхъестественное здесь не играет в главной роли. Это только приправа. Все эти драконы, колдуны и ожившие мертвецы – не отвлекают от главного.
Привлекательность Вестероса не в том, что он фантастичен, а скорее в его сочном, живом и грубом реализме. Это не о выдуманном, а о вечном. О людях, отношениях между людьми, борьбе одних людей за власть над другими.
Власть и достаток — призрачны. Палачи становятся жертвами, а жертвы палачами. Богатыри терпят поражение. Изгои, сироты, аутсайдеры и бастарды — могут вдруг быть обласканы Фортуной. Герои, которые кажутся главными, неожиданно погибают. Маргинальные персонажи оказываются в центре. Это мир, где все должны умереть, а смерти и катастрофы не церемонятся с симпатиями поклонников.
За время показа сериала вышли научные диссертации и монографии, были проведены серьезные академические конференции, появились тысячи научно-популярных статей, в которых анализировались темы:
— «Игра престолов» и феминизм;
— мир Джорджа Мартина и физические законы;
— психология «Игры престолов»;
— политические теории и реальность Вестероса;
— «Игра престолов» и тренды постмодернизма
и пр.
Почти десятилетие нам показывали мир, в котором ничего еще не решено. И трудно предсказуемо.
Мы видели мир, где никогда нельзя точно сказать про того или иного персонажа, станет ли он в следующий момент на сторону добра или зла. Злодеи удивляют милосердием. А Дейенерис освободительница, которая уверовала в свою правоту, в то что она несет освобождение человечеству, постепенно превратилась из самого положительного героя саги в самого отрицательного.
Главный смысл этой эпопеи банально прост: хорошие люди уверовавшие, что их благородные цели оправдывают любые методы, превращаются в чудовищ.
Антиутопия «Игры престолов» достаточно далека от нашего мира, чтобы выделить типичное и узнаваемое до боли…https://relevantinfo.co.il/igra_prestolov/?fbclid=IwAR2bOQJDfre5IFU5P_XHeYS96qYK0Now2M_10sJdz1keoQzfM5uJrAUTUNk
Tags: Актёры, Аналитика и публицистика, Искусство и культура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments