Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Меровия — забытая страна

Меровия — забытая страна

В древности в междуречье Волги и Оки, там, где сейчас находится Москва, жили меря. Это финно-угорское племя впоследствии было ассимилировано восточными славянами и составило вместе с ними основу населения Московии.

Больше, чем Франция

В истории практически не сохранилось достоверных сведений о языке, культуре, быте и обычаях исчезнувшего народа меря.

Еще в VI веке готский летописец Иордан в числе данников готского короля Германариха называет некий народ меренс. Многие исследователи считают, что в данном случае речь идет именно о мери.

Позднее сведения об этом племени появляются в русских летописях. Согласно «Повести временных лет», мерян в 859 году обложили данью варяги. В 882 году меряне участвовали в военных походах князя Олега на Смоленск, Любеч, Киев, а в 907 году — на Царьград. Но с тех пор меря как отдельный народ в исторических источниках не упоминается. Что же произошло?

Земли мерян — Меровия — располагались на территории современных Тверской, Владимирской, Московской, Костромской, Ярославской, Вологодской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областей. В конце первого тысячелетия нашей эры началась колонизация этих земель восточными славянами. Она шла волнообразно с трех направлений. Сначала с северо-запада и запада, со стороны нынешних Великого Новгорода и Смоленска, сюда пришли ильменские словене и кривичи. Потом с юга прибыли вятичи, северяне и радимичи. А во времена Древнерусского государства на территорию Волго-Окского междуречья началась массовая миграция жителей южной и юго-западной Руси.

Колонизация славянами центра будущей Московии происходила медленно, без крупных войн и конфликтов. И буквально за 100-200 лет славяне, ассимилировав коренное население, стали доминировать на этой огромной территории, которая больше современной Франции.

Ученые утверждают, что столь быстрая ассимиляция мерян славянами произошла потому, что территория Верхнего Поволжья и Залесья была слабо заселена. Меряне якобы уступали славянам не только численно, но и в социальной организации, а также в экономическом и техническом развитии.

С этой гипотезой трудно согласиться. В Меровии кипела бурная жизнь, и меряне являлись лидерами финно-угорского мира. Они построили десятки городов, главными из которых были столица Мерянской земли Сар и Суждал (ставший в последствии Суздалем). На основе мерянских укрепленных поселений — городищ — развились такие русские города, как Москва (от мерянского «моска» — конопля), Углич, Владимир-на-Клязьме, Клещин (позднее — Переславль-Залесский), Ростов, Галич Мерянский, Плес.

По берегам рек, озер и около плодородных ополий располагались тысячи деревень и поселков. Существовали сакральные центры мерянского язычества: Синий Камень на Плещеевом озере, капища на озере Неро, а также сотни других.

Меряне вели сельское хозяйство, занимались охотничьим промыслом и рыбной ловлей, торговали со многими странами Запада и Востока (о чем свидетельствуют, например, арабские монеты, найденные археологами при раскопках). Жили они в бревенчатых избах с печным отоплением, мылись в банях. Ездили на тарантасах, телегах, таратайках (это все мерянские названия). Пили здоровые хмельные напитки: слабое ржаное пиво и бузу — крепкое пиво, приготовляемое на ржаном солоде. А самым праздничным, самым роскошным напитком была пуре — медовая брага, медовуха.

Культ серой уточки

Пришельцев-славян было гораздо меньше, чем коренного населения. Но они были лучше организованы, сплочены, опирались на поддержку самого могучего государства Восточной Европы — Киевской Руси. И они принесли с собой христианскую религию, преимущества которой в деле управления своими подданными быстро оценили правители Меровии.

Мерянская элита подпала под обаяние древнерусской культуры, переняла у колонизаторов манеру одеваться, язык, обычаи. Постепенно древнерусский язык утвердился во всех слоях населения Меровии, став языком межнационального общения, межрегиональной торговли и новой религии. А язык народа меря (в котором было много диалектов) со временем забывался и вымер к началу XVIII века.

То есть с мерянами произошло почти то же, что и с ирландцами, которые 300-400 лет назад перешли на английский язык. Только ирландцы остались кельтами, а меряне утратили национальную идентификацию, став вместе с восточными славянами основой для формирования ядра великорусского народа. Заметим, что подобный процесс ассимиляции пережили и другие угро-финские народности, в частности, вепсы. Если старшие поколения вепсов еще в XX веке владели родным языком, то нынешняя молодежь говорит исключительно по-русски.

До утверждения христианства меряне были язычниками. Их верования в значительной мере сходны с верованиями других угро-финских племен. Верховным божеством мерян был Юмол — бог неба, творец Вселенной. Сотворенная им земля была покрыта сплошной водной гладью. Сотворить твердь Юмолу помог Шайтан (у мери звавшийся Кереметом). Темный дух обернулся серой уточкой и стал нырять, чтобы достать со дна океана щепотку земли. Трижды ныряла уточка, и только на третий раз ей удалось принести в клюве землю, из которой Юмол сотворил материки и острова. В награду за эту услугу Керемет выговорил у бога право властвовать над Землею.

С тех пор так и повелось: Юмол занимается небесными делами, а на земле свои порядки устанавливает Керемет. Не оттого ли жизнь на нашей планете столь неустроенна?!

Культ серой уточки стал главенствующим в религии мери. Об этом свидетельствуют многочисленные украшения в виде уток, найденные в различных районах Центральной России. Культ священной птицы был не случаен, так как это единственное живое существо, способное передвигаться в любом направлении по воздуху, воде и земле. Кроме того, он связан с представлениями о плодородии, жизненных циклах растений, животных и человека.

Основным сакральным центром мерянского народа была территория вокруг священного озера Неро (юг нынешней Ярославской области). Меряне поклонялись Синим камням, находящимся на небольшом острове посредине озера. Да и сам остров играл важную роль в языческих обрядах, так как меряне видели в нем некую первозданную землю. С юга в озеро впадает река Сара, которая считалась границей, разделяющей жизнь и смерть.

Поклонение Синим камням связано с именем Укко, верховного божества грозы, который имел прозвище «Синяя накидка», поскольку носил одежду синего цвета. Почитание часто встречающихся на Синих камнях углублений в виде «следов» и «чаш», вероятно, связано с культом предков.

Христианизация Меровии происходила не так безболезненно, как пытаются представить некоторые историки. В житиях епископов Федора, Леонтия, Авраамия, Исайи и в «Повести о водворении христианства в Ростове» упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись местные язычники вплоть до начала XII века. Они неоднократно изгоняли присылаемых епископов и, по некоторым сведениям, даже убивали их.

Меря входила в состав населения Владимиро-Суздальского княжества, восстававшего в 1071 и 1088 против насаждения христианства. «История о Казанском царстве» упоминает черемисов (вероятно, мерян) как коренных жителей Ростова, не пожелавших креститься и поэтому покинувших город, ушедших на восток, в Булгарскую землю и Орду.

С утверждением христианства меряне окончательно слились со славянским населением, стали частью русского народа. И теперь о былой Меровии напоминают лишь топонимы, имеющие явно неславянское происхождение: Москва, Ока, Неро, Кинешма, Кострома, Чухлома, Палех, Валдай, Селигер, Клязьма и множество других.

Николай МЕДВЕДЕВ

Tags: Загадки истории, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments