Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Оковы средневекового брака

Оковы средневекового брака

Как в те времена регулировались отношения супругов?


Духовные скрепы vs демография

Высокие представления о союзе двух людей, негласные правила в браке живы и сейчас. Однако с развитием общественных отношений в Европе XII века народ постепенно отходил от общепринятых канонов семейной жизни. Но юридические рамки, в которых находились супруги после вступления в брак, имели физическую и моральную ипостась.




Супруги.
Супруги. Источник: tcd.ie

Традиции полигамных отношений не отступали, хотя церковные деятели боролись с ними как могли. Но эпоха диктовала свои условия, да и исторические корни этого явления были достаточно крепкими и глубокими. Античность и седая германская древность принимали и одобряли отношения подобного рода. И дело совсем не в распущенности женщин и похоти мужчин. Демографические показатели колебались, менялся и уровень продолжительности жизни: человек задумывался об увеличении потомства.

Многие сильные мира сего, опираясь на свой авторитет и власть, могли легко организовать условия для смены сексуальных партнёров. Аристократия сохраняла подобные традиции до начала XIII века. Обычаи скандинавского общества позволяли знати вступать в связь с несколькими женщинами и иметь от них законных детей, которые никак не ограничивались в правах на наследство. Подобное происходило без соответствующих санкций Церкви. Брак «на датский манер» (more danico) — практика сугубо нормандская и саксонская. Вспомните того же Вильгельма Завоевателя, который ни коим образом не переживал по поводу своего происхождения и без проблем вступил в борьбу за английский престол. А вот европейские монархи XII-XIII веков не могли устанавливать связи с любовницами и фаворитками законным путём. Папа Римский был против.

Рыцарь и дама.
Рыцарь и дама. Источник: wikipedia.org

Церковная организация боролась ещё и с проблемой браков между родственниками. Про вырождение потомства священники толком не знали, да и запрещать выгодные династические союзы не всегда могли. С Раннего Средневековья существовало ограничение до седьмой степени родства, Церковь никоим образом не допускала инцеста и препятствовала заключению браков между крёстными родителями, вдовцами и вдовами. Но на практике — многие заинтересованные и власть имущие попросту откупались.

После Четвёртого Латеранского собора в 1215 году правила изменились — клирики установили запрет на брак до четвёртой степени родства. Но это не значит, что их не продолжали нарушать. Разрешения покупались, а местных священнослужителей нужно было убедить, что о родстве с партнёром ничего не известно. Постепенно в это дело была привлечена судебная практика — начинались специальные расследования.

Гарантии и обязанности

Этапы после заключения брачного союза имели свои тонкости. Прежде всего, имущественные. Отец замужней барышни передавал в руки своего новоиспечённого зятя приданое, которое часто включало в себя драгоценности, землю или ренту. Его заботило материальное положение мужа — отец отдавал самый дорогой «товар», который у него был. Естественно, ценности, которые жена приносила с собой, демонстрировали с особым рвением и гордостью. Далеко не всегда дама селилась в доме своего суженного, но при передаче приданого именно муж становился распорядителем всего имущества. В случае откровенного расточительства со стороны супруга возникали серьёзные конфликты и ссоры между родами. Смерть главы новой семьи изменяла статус приданого — оно переходило в руки жены или возвращалось в родовое гнездо супруги.

Влюблённые.
Влюблённые. Источник: tcd.ie

В свою очередь фамилия супруга в случае кончины невестки передавала её родственникам так называемую «вдовью долю» — 30−50% от своих сбережений. Разумеется, что не все семьи могли гарантировать такую весомую выплату. Тогда этот вопрос брала на контроль Церковь: она внимательного следила за тем, чтобы семейство активно занималось изысканием финансов и ценностей. В таких условиях махинаций и ссор избежать было крайне сложно.

Йорки и Ланкастеры.
Йорки и Ланкастеры. Источник: amdigital.co.uk

Нельзя говорить, что женщины были в данном случае беспомощны и беззащитны. Следует вспомнить о целой семейной коалиции: отец, её братья, дяди, которые совсем не желали оставаться в дураках и при случае могли силовым решением напомнить об обязательстве сторон. Кончина мужа при любых обстоятельствах гарантировала «хозяйке дома» законную треть имущества. Безусловно, существовали примеры и бедственного положения вдов, которых оставляли без гроша и протекции. Но в силу традиций и права общества европейского Средневековья — подобные явления были редкостью.

Супруги.
Супруги. Источник: vlaamsewerkgroepmedievistiek.org

Равноправие полов как не странно гарантировала смерть. Во время панихиды никто не делал акцент на статус и положение в семье при жизни. Пол усопших никого не интересовал. Семейства лишь заказывали поминальные службы и соревновались в благочестии. Естественно, церковники поддерживали такую позицию — ведь это стоило хороших денег.

Судя по средневековым источникам — брачными узами управлял трезвый расчёт. Пылкие и страстные отношения оставались в литературном закулисье и поэзии сладкого стиля XIII-XIV веков.

Источники

  1. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005

  2. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992

  3. Ле Руа Ладюри, Э. Монтайю, окситанская деревня (1294—1324) / Пер. с фр. В. А. Бабинцева и Я. Ю. Старцева. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.

  4. Пастуро, Мишель. Символическая история европейского Средневековья / Пер. с франц. Екатерины Решетниковой;— СПб.: Alexandria, 2012.

  5. Фоссье Робер Люди средневековья / Пер. с франц. А.Ю. Карачинского, М.Ю. Некрасова, И.А. Эгипти. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010

  6. Фото анонса и лида: Pinterest    https://diletant.media/articles/45252973/





Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН. Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Так виновата или не виновата?! :))))))

    Родился новый плагиат-перефраз! :) "Пели песни" две хабалки, дзынь-дзынь-дзынь! Под шарманку под чужую, дзынь-дзынь-дзынь!…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments