Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Боярская писаница



Боярская писаница

В республике Хакасия, на левом берегу Енисея расположен невысокий горный хребет Бояры, протянувшийся почти на 6 км. Более ста лет назад в далеком 1904 году известный сибирский учёный Адрианов А.В. обнаружил на юго-западной части Боярского хребта к северу от Абакана две группы наскальных рисунков — петроглифов.

Большая группа петроглифов на хребте Бояры, состоящая из 130 наскальных  рисунков, рассказывающих о повседневной жизни скотоводов. украшает верхнюю часть хребта Бояры. В сюжетах петроглифов есть изображения 28 бревенчатых изб, деревянных срубов, 17 ритуальных котлов, 7 бочёнков, кочевнических юрт, собак и пастухов, 47 изображений зверей и домашних животных: 12 коз и 3 горных козла, 9 быков, коров, лошадей, 22 оленя, баранов. В наскальных рисунках можно разглядеть образы антропоморфных существ и людей: 6 воинов-всадников, один лучник и различные сцены из повседневной жизни древних скифских народов.

Юрты — традиционные жилища кочевников Южной Сибири и степняков Монголии, а рубленые дома — это обычные для тайги бревенчатые избы. В наскальных рисунках хребта Бояры изображены деревянные юрты — характерные жилища современных хакасов.

Малая группа петроглифов, включающая 40 рисунков с идентичными сюжетами,  расположена несколько ниже и находится на расстоянии 400 метров от Большой группы.
Смысловое содержание и техника изображений двух групп петроглифов одинакова, так как появились они приблизительно в одно время.

Боярская писаница датируется 7-3 веками до нашей эры. Исследователи относят Боярскую писаницу к Тагарской археологической культуре, и переходному времени более поздней Таштыкской культуре, охватывающей 2-1 столетие до нашей эры.

В течении длительного периода с 7-3 века до нашей эры наскальные изображения подвергались неблагоприятным природным воздействиям и от этого петроглифы сгладились, в в некоторых местах даже поросли лишайником, поэтому рассмотреть рисунки проблематично, но возможно. Лучше всего наскальные рисунки можно разглядеть в течение получаса после восхода солнца. Как только солнце поднимется выше над горизонтом, наскальные рисунки исчезают, словно, растворяются.

Интересно наблюдать, как на рассвете с первыми лучами солнца выветренные шероховатости становятся четче, словно оживают картины жизни обитателей Среднего Енисея, которые пасут скот, готовят пищу и охотятся, стреляя из лука. Всадники мчатся на лошадях и даже на оленях, на лугах пасутся козы, около домов люди молятся, вскинув руки к небесам. «Сеанс» просмотра наскальных петроглифов продлится около получаса, а затем солнце взойдёт над горизонтом и картинки постепенно исчезнут.

Советский историк, археолог, антрополог М. П. Грязнов определил значение памятника как объекта религиозного назначения — «посёлок предков» .
Советский историк и археолог Киселёв С.В. объясняет появление наскальных изображений «реального посёлка», переходом жителей Тагарской культуры от скотоводства к земледелию Вокруг этих двух точек зрения на Боярскую писаницу — «реальный поселок» или «посёлок предков» — ведутся научные споры уже несколько десятилетий.

Расцвет Тагарской археологической культуры приходится на период V—IV вв. до н. э. Основные памятники Тагарской культуры — курганы. Под насыпями содержатся обширные квадратные погребальные камеры, стены которых выложены камнем или деревянным срубом. Они были родовыми усыпальницами: внутри погребено до нескольких десятков умерших.

С погребенными находятся бронзовые вещи: ножи с отверстием на ручке, проколки, чеканы, кинжалы, похожие на скифские, плоской рукоятью, с кольцом или полукольцом на рукояти, украшения, бронзовые зеркал и фигурки «летящих», скачущих оленей.

В курганных захоронениях Тагарской археологической культуры обнаружено большое количество кинжалов и чеканов. Тагарские бронзовые кинжалы просты: клинки имеют вытянутую форму со сплошной ручкой, прямым или бабочковидным перекрестием и навершием в форме валика с изображениями голов фантастических грифонов. Чекан — ударное приспособление с острым бойком, обухом и втулкой, он крепился на деревянную ручку, с противоположного конца которой надевался своего рода наконечник.

В Тагарской археологической культуре развивалось искусство скифского «звериного стиля». К культовым предметам относятся бронзовые фигурки летящих оленей с подогнутыми под туловище ногами, и головами украшенными ветвистыми рогами — символом Солнца. Олени появляются в конце подгорновского этапа и бытуют на всём протяжении сарагашенского этапа.

В Тагарской археологической культуре были распространены культы огня, солнца и растительных сил природы. С солярным культом связаны бронзовые зеркала и диски, найденные в курганах. Символами солнца были круглые бляшки и «солнечные» олени с кругами и солярными знаками на крупе.

К разряду культовых предметов относятся также колоколовидные навершия в виде горного козла и ажурные конические предметы, увенчанные несколькими фигурками козлов.

К концу существования Тагарской культуры характерными становятся огромные, одиноко стоящие курганы, с одной обширной погребальной камерой под насыпью, в которой обычно находится один погребённый со следами сожжения. В захоронениях много предметов из бронзы, однако в конце Тагарской культуры в могилы клали только миниатюрные вещи, специально предназначенные для погребения. В это время появляются глиняные сосуды новых форм (с поддоном) и кувшины с ручками.

Наряду с земледелием основой хозяйства Тагарской археологической культуры было скотоводство, выращивали, в основном, крупный рогатый скот. Значительную долю стада составляли мелкий рогатый скот и лошади.
Примеров, доказывающих существование развитого скотоводства, достаточно. Почти в каждом тагарском кургане встречаются кости домашних животных — коровы, овцы, лошади. Разводили низкорослых рабочих лошадей и лошадей для верховой езды, о чём свидетельствуют предметы конского снаряжения: подпружные пряжки, бляшки, уздечки, бронзовые двухсоставные удила. Однако в быту лошади не так активно использовались, как у саков или савроматов.

Представители Тагарской археологической культуры жили оседло, что подтверждают многочисленные поселения трёх типов: долговременные не укрепленные поселения, укрепленные городища и временные сезонные поселения на пастбищах. На поселениях Объюл вскрыто около 10 землянок прямоугольной формы, глубиной до метра. Сверху над котлованом жилища возвышались наземные бревенчатые стены. Остатки наземных четырехугольных жилищ открыты на Шестаковском городище на берегу реки Кии в Кемеровской области и поселении Косоголь в Красноярском крае.

В сооружении стен землянок использовался камень. Судя по наскальным изображениям, жители Тагарской археологической культуры  использовали  в качестве жилища юрты и бревенчатые срубы.

Исследование погребальных сооружений показало, что люди умели прекрасно обрабатывать дерево, из которого строили дома срубовой конструкции, делали посуду, деревом выкладывали изнутри могилы. Тагарцам были знакомы почти все основные приёмы деревянного строительства.

Об оседлости тагарского населения свидетельствуют писаницы на хребте Бояры. Изображенный на скале поселок состоит из бревенчатых рубленых прямоугольных домов с четырехскатной крышей и круглым очагом внутри.

На хребте Бояры изображены сосуды, в которых без труда можно узнать «скифские котлы», широко распространенные в Евразии. Женщины представлены в широких коротких одеждах, в руках они держат сосуды. Рядом с поселком пасётся стадо животных.

Племена Тагарской культуры достигли больших успехов в развитии бронзовой металлургии и металлообработки. Об этом можно судить по громадному количеству дошедших до нас бронзовых вещей. Большая часть древних медных рудников в горах Южной Сибири, принадлежала, вероятно, племенам Тагарской культуры. Они значительно улучшили состав бронзы, умели делать сплавы различных качеств. Знаменитая тагарская золотистая бронза лучше карасукской по качеству, так как большая часть изделий хорошо сохранилась и почти не разрушилось от времени.

Социальные отношения в обществе Тагарской археологической культуры были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для которых возводятся монументальные погребальные сооружения, возникают различные социальные группы и среди рядовых членов общества.

На баиновском этапе выделяются могилы воинов. На подгорновском этапе число воинов ещё более увеличивается. Особую группу воинов составляли колесничие. Коллективные захоронения отражали не только социальные, но и имущественные различия.

Замечательно тагарское искусство, представленное в наскальных изображениях и богатейшем высокохудожественным бронзовым литьем. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиночных фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных, так как автохтонна и возникла на основе Карасукской культуры (каменоложского её этапа, или, иначе говоря, Лугавской).

В антропологическом материале, в меньшей степени в материальной и духовной сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении.

Хронология Тагарской археологической культуры, по М.П. Грязнову, выглядит следующим образом: баиновский этап — VII–VI вв. до н. э., подгорновский этап — VI–V вв. до н. э., сарагашенский этап — IV–III вв. до н. э., тесинский — II–I вв. до н. э.

Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э.Б. Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л., 1986; Мартынов А.И. Лесостепная Тагарская культура. Новосибирск, 1979.

http://ru-sled.ru/boyarskaya-pisanica/
Tags: Загадки истории, Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments