Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Великие крепостные. Художник Орест Кипренский - русский Ван Дейк

Цитата сообщения GalyshenkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Великие крепостные. Орест Кипренский - русский Ван Дейк

Великие крепостные.Тарас Шевченко. Вольная
Орест Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века и не только по времени, заграницей его называли русским Ван Дейком, а для нас, в России, особенно ценен и любим самый известный портрет Пушкина, кисти Кипренского.



34580.jpg
"Автопортрет (с розовым шейным платком)". 1809


Орест Кипренский родился крепостным. Он принадлежал бригадиру Алексею Степановичу Дьяконову, на самом деле будучи его незаконнорожденным сыном. Мать Ореста, Анну Гавриловну, Дьяконов выкупил у помещика-соседа, а когда сыну исполнился год, дал ей вольную. Но вскоре снова закрепостил: выдал за собственного крепостного Адама Карловича Швальбе. Как немец стал крепостным, о том история умалчивает, но названный сын его таки получил вольную.
Детство Ореста прошло рядом с безлюдными дворцами Ораниенбаума, в деревне Нежново Копорского уезда.






На родине Кипренского, в деревне Нежново Кингисеппского района
5bdc4aafd68eb.jpg

Pamyatnik-Kiprenskomu-1.jpg

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново Кингисеппского района установлен 24 марта 2017 г. Авторы — члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

Pamyatnik-Kiprenskomu.jpg

Pamyatnik-Kiprenskomu-2.jpg



Швальбе первым заметил, как здорово мальчик перерисовывает картины из Ораниенбаума, увиденные сквозь оконное стекло, и показал рисунки Дьяконову, а тот, даровав вольную, устроил шестилетнего сына в училище при Академии художеств. Получил в Академии аттестат 1-й степени и шпагу (1803), был оставлен при Академии.



800px-Kiprensky_shvabler.jpg
Портрет отца, А. К. Швальбе



1804-м годом датируется один из первых шедевров Кипренского, названный художником «Портрет отца». Но изображён на нём не Дьяконов, а Адам Швальбе.
К 1816-му году Россия, оправившись от наполеоновских войн, возобновила командировки пансионеров Академии за границу. Кипренский мечтал об этом давно и страстно. Он посещает Францию, Германию, Швейцарию, но для жизни выбирает Рим.



662955.jpg
Вид Везувия в зимнее время



Римский период Кипренского — время наивысшего успеха.
Кипренский повезёт «Портрет Швальбе» в Италию, показать на выставке в Неаполе. Там даже выйдет небольшой конфуз: неаполитанские академики живописи, исследовав полотно, заявили, что оно никак не могло быть написано в ХIХ веке: вероятно, это неизвестный шедевр Рубенса или, может быть, даже самого Рембрандта. Кипренскому не без труда удалось отклонить обвинения в мошенничестве.

Много позже, в 1827 году О. А. Кипренским был выполнен еще один портрет, обессмертивший его имя в России - портрет А. С. Пушкина.



800px-Kiprensky_Pushkin.jpg
Портрет А. С. Пушкина, 1827



Портрет был заказан другом Пушкина, Дельвигом. Пушкин позировал Кипренскому в июне-июле 1827 года в шереметевском дворце.
Через правое плечо поэта накинут клетчатый шотландский плед — этой деталью художник обозначает связь Пушкина с Байроном, кумиром эпохи романтизма. В глубине изображена статуя Музы с лирой.
После смерти Дельвига Пушкин купил портрет у его вдовы, Софьи Михайловны. На последней квартире Пушкина в доме Волконской на Мойке работа Кипренского висела на видном месте. После смерти поэта картина хранилась у Н. Пушкиной, а от неё перешла к сыну Александру.



163243045ed0911e4a8e8abf7b4c6464.jpg
Автопортрет для галереи Уффици во Флоренции

КИПРЕНСКОМУ
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

(А.С.Пушкин 1827)

Так Риму, Дрездену, Парижу // Известен впредь мой будет вид. — Кипренский готовился к заграничной выставке своих картин.

662904.jpg
Портрет Иоганна Вольфганга фон Гете



Кипренский пишет многих выдающихся современников. У него был редкий дар изображать людей в счастливые мгновения их жизни. Такие портреты, выхватившие человека в минуты его душевного просветления и приподнятости, открывают в нем самое лучшее.



800px-Kiprensky_Davydov.jpg
Портрет Е. В. Давыдова

800px-Zhukovsky_1815.jpg
Портрет В. А. Жуковского

800px-Orest_Adamovic_Kiprenskij_001.jpg
Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова

Orest_Kiprensky_003.jpg
Портрет Екатерины Авдулиной, 1822

662952.jpg
Портрет З. А. Волконской

800px-Orest_Kiprensky_025.jpg
Портрет князя Н. П. Трубецкого, 1826

800px-Orest_Kiprensky_029.jpg
Портрет О. А. Рюминой, 1826

663412.jpg
Портрет А. Ф. Шишмарева

661999.jpg
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева

660416.jpg
Автопортрет с кистями за ухом



Сказать, что Кипренский был личностью темпераментной — слишком слабо. Он был впечатлителен чрезвычайно и, как сказали бы современные психологи, эмоционально лабилен. В состоянии творческой экзальтации, вызываемом в равной степени и созерцанием прекрасного, и светским или амурным успехом, мог пребывать сутками. Коллекционер и будущий московский губернатор Федор Ростопчин свидетельствовал: «Кипренский почти помешался от работы и воображения».



8092.jpg
«Садовник» или иначе молодой Итальянский мальчик, лежащий на солнце в положении dolce far niente (сладостное ничегонеделание (итал.)

662971.jpg
Бедная Лиза, 1827

662408.jpg
Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой



Однажды девица, которой Кипренский был увлечён, заявила, что могла бы полюбить только военного. На вахтпараде у Зимнего дворца Кипренский прорвался сквозь строй прямо к ногам Павла I с воплем: «Ваше императорское величество! Мечтаю обменять свою кисть на саблю!»



800px-Kiprensky_self.jpg
Автопортрет, 1828



Слава Кипренского оказалась быстротечной. Пребывание Ореста Кипренского в Италии было омрачено происшествием, которое бросило пятно на его репутацию.



661705.jpg
«Портрет неизвестной в неаполитанском костюме»

337265.jpg
Неосуществленная «Анакреонова гробница»



Известно, что римскую натурщицу, позировавшую для этой картины, нашли убитой. Будто бы ее завернули в холст, облили скипидаром и подожгли. Сам художник обвинял в убийстве слугу-итальянца. Следствие сняло подозрение с Кипренского, но окружающие посчитали убийцей именно его. Глухие слухи преследовали Кипренского везде, куда бы он не переезжал.



249121.jpg
«Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке»



Считалось, что на этой картине изображена дочь убитой натурщицы — Анна-Мария Фалькуччи, известная как Мариучча.
Согласно данным искусствоведов, убитая натурщица не была матерью Мариуччи. Другая женщина отдала 6-летнюю Мариуччу в качестве натурщицы в его мастерскую, и Кипренский, сам лишенный в детстве родительской ласки, сделал ребенка своей воспитанницей.
Покидая Италию, Кипренский отправил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив средства на ее воспитание.



661730.jpg
Неаполитанская девочка с плодами



Спустя годы он второй раз возвратился в Италию, нашел воспитанницу и решил жениться на ней. 54-летний художник, принявший ради этого католичество, обвенчался с 25-летней Мариуччей. А через три месяца умер от воспаления легких.
Его дочь Клотильда родилась уже после этого. Друзьям художника удалось выхлопотать вдове пансион при дворе. В 1844 году появились известия, что Мариучча вышла замуж за какого-то маркиза. А что случилось с дочерью Кипренского — неизвестно.



Художник был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме.

SanAndrea_delle_Fratte_-_facade_-_Panairjdde.jpg
Фасад Сант-Андреа-делле-Фратте
В церкви похоронены художница Ангелика Кауфман и скульптор Рудольф Шадов, а также русский портретист О. А. Кипренский.

Kiprenskij_Grave_01.jpg
Над его надгробием стоит стела с надписью:
«В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»



s1200-1.jpg
На родине художника до сих пор жива легенда, что имя ему дала высокая трава с темно-розовыми цветками — кипрей, в изобилии растущая на болотистых окраинах Санкт-Петербурга.
Орест Адамович носил фамилию Копорский, как незаконнорожденный (родился в Копорском уезде). Позже, уже в Академии, его переименовали в более звучного Кипрейского, а потом — в Кипренского.

https://onedio.ru/news/7-velikih-russkih-krepostny...-vklad-v-istoriyu-rossii-21313
https://artchive.ru/artists/439~Orest_Adamovich_Kiprenskij
https://falyosa.livejournal.com/3600766.htm

Tags: Биографии, Искусство и культура, История
Subscribe

  • Михаэль Дорфман. СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ?

    Михаэль Дорфман СИОНИЗМ ИЛИ ИЗРАИЛЬ? КТО СКАЗАЛ, ЧТО СИОНИЗМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАЧИТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ? К…

  • Михаэль Дорфман. Евреи и не евреи

    ЕВРЕИ И НЕ ЕВРЕИ Михаэль ДОРФМАН. Прекрасный американско-еврейский писатель, профессор-политолог Йельского и Колумбийского университетов Лео…

  • Как в Израиле отменяли идиш

    Как в Израиле отменяли идиш На одном из спектаклей театра «Идишпиль» В воскресенье, 18-го июля 1948 года редактор…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments