Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Давид Эйдельман. "У русских три полушария в мозгу, поэтому они так голосуют"

"У русских три полушария в мозгу, поэтому они так голосуют".
Похоже, израильские политики так ничего и не поняли в русскоязычных репатриантах. А иначе откуда такой набор стереотипов по отношению к "русскому" избирателю? Мнение политтехнолога.
Давид Эйдельман.
Репатрианты в аэропорту Бен-Гурион. Иллюстрация: ChameleonsEye shutterstockРепатрианты в аэропорту Бен-Гурион. Иллюстрация: ChameleonsEye shutterstock.
Бывший председатель кнессета Аврум Бург в 1999 году говорил мне, как он понимает особенности "русского" голосования. Говорил, как всегда, метафорично: "У русских 3 половины мозга, понимаешь? У всех 2 полушария, а у русских - 3". В ответ на мой недоуменный взгляд Бург пояснял метафору: "Той половиной мозга, которым они думают о безопасности и государственных процессах, они крайне правые. Это правое полушарие. Той половиной мозга, которой они думают о взаимоотношениях с религией, - они радикально левые. Это левое полушарие. А той половиной мозга, которой они думают об экономике, они - центристы. Они хотят и свободной рыночной экономики, и хорошо поставленной социальной политики. Это - центр. Вот такая нейрохирургия".

Писатель или певица?
В 2004 году покойный Шимон Перес спрашивал меня: "Есть ли в русскоязычном Израиле какой-нибудь писатель, актер или певица, предложив которому
место в предвыборном списке партии Авода, можно добиться массового голосования русскоязычных израильтян?" Я попытался представить себе гибрид Льва Толстого, Иннокентия Смоктуновского и Аллы Пугачевой. Не получилось. После именно Шимон Перес предложил в список Кадимы кандидатуру Анастасии Михаэли, имидж которой должен был привлечь русскоязычных израильтян.

"Голоса в обмен на решения".
Перед выборами 2006 года израильская журналистка Лили Галили, писавшая на репатриантские темы, опубликовала концептуальную статью "Колот авур ха-питронот" ("Голоса в обмен на решения"), в которой утверждала, что русскоязычные избиратели в большей степени, чем любой другой электорат, способны читать длинные тексты, предвыборные программы и манифесты и готовы отдавать свои голоса в обмен на предлагаемые решения. Поэтому кампейны на "русской улице" должны быть более рациональные, чем в среднем по Израилю.
Голосуя против себя.
То ли Лили Галили сильно преувеличила когнитивные способности русскоязычного электората, то ли с предлагаемыми решениям стало значительно хуже, но в последние десятилетия в социологической среде утвердилось мнение, что выходцы с территорий бывшего Советского Союза голосуют не очень умно. Они достаточно часто голосуют против себя, против своих интересов. Они не голосуют за решение своих проблем. Они часто не голосуют даже за политические силы, которые хотя бы обещают эти проблемы решать.
У нас нет проблем?
В ответ на это очень часто и экспертами, и самими представителями "русской улицы" делаются заявления, что у русскоязычных избирателей нет никаких специфических проблем. Что все существующие проблемы (если они и есть?) - общеизраильские. Поэтому никакого "русского" голосования не нужно. А рассуждения о нем - демагогичны и вредны.
Так ли это? Действительно ли у русскоязычных нет проблем? Когда моя бывшая жена высказывалась обо мне наиболее критично, она говорила: "У него же нет проблем…" Когда ее переспрашивали, а что, у тебя есть проблемы? - она решительно заявляла: "Если у человека нет проблем, его не существует".

Мы существуем.
У нашей общины есть свои специфические проблемы, как есть и особенности "русского голосования". Многие из наших проблем безусловно являются частью общеизраильских. Но русскоязычная община более ощущает на себе их тяжесть. Прежде всего речь идет о целой группе проблем в сфере религии и государства.
Фото: shutterstockФото: shutterstock.
Представьте себе израильского гражданина, чьи родители репатриировались в начале большой алии - в 1989 году. Он родился в следующем, 1990 году. Сегодня ему 29 лет. Язык, на котором он думает, - иврит. Он отслужил в израильской армии. Он платит высокие израильские налоги. Он покупает по "особенным" израильским ценам. Он израильтянин и лояльный гражданин страны в любом смысле этого слова. И когда он ходит на военные сборы в период напряженности, у него как у милуимника есть полное право "умереть за свою страну", согласно классической формулировке Иосифа Трумпельдора.

Проблема неправильной бабушки.
Но у него есть одна проблема - одна "неправильная" бабушка. И все. У него есть право умереть за свою страну, но нет права жениться в своей стране. Но ведь это же ненормально. И таких израильтян среди детей нашей общины - несколько сотен тысяч. И государство абсолютно безразлично к проблемам этих лояльных граждан.
Конечно, взаимоотношения религии и государства - это не чисто "русская" проблема. Это проблема всего населения страны. Но если для большинства израильтян отсутствие гражданской церемонии заключения бракосочетания - это абстрактная идеологическая проблема, то для вышеописанного 29-летнего парня это конкретное претыкание. Для него, который несет на себе все бремя непростой жизни в нашей маленькой, окруженной врагами и очень противоречивой стране, отсутствие возможности жениться - это конкретное оскорбление нелояльным государством лояльного гражданина.

Больше работаем, меньше получаем.
Наши проблемы лежат не только в плоскости взаимоотношений государства и религии. 17 июня 2015 года в Академическом центре им. Рупина состоялась научная конференция, посвященная анализу феномена большой алии. Выступавшая на конференции Нонна Кушнирович объяснила, например: несмотря на то что уровень безработицы во всех возрастных группах среди "русских" ниже среднего по стране ("русские" мужчины в самом трудоспособном возрасте 35-44 лет работают практически все - 97%, уроженцы страны - 89%), русскоязычные до сих пор зарабатывают в среднем гораздо меньше средних заработков в Израиле в любой сфере. Уроженец страны с десятилетним стажем работы получает в среднем на 33% больше, чем отработавший такой же срок репатриант. Только имея почти 20 лет стажа, репатриант начинает догонять сабру.
Русскоязычные (до старости) получают в среднем меньше государственной помощи, чем любая другая секторальная группа.

"Квартирный вопрос только испортил…"
Представители нашей общины не имеют "жировой прослойки" в виде денег, оставшихся от родителей, квартиры, оставшейся от бабушки, и пр.
Конечно, большинство проблем общины - это общеизраильские проблемы. Конечно, весь Израиль вопит от жилищного кризиса. Но вы ясно видите, сравнивая показатели по секторам, что лишь около половины репатриантов, приехавших после 1989 года, обзавелись собственным жильем. Для сравнения: у уроженцев страны этот показатель составляет 70%, у репатриантов из Эфиопии - 88
%.
Критерии успеха.

Помню, выступая на конференции, социолог Михаил Филиппов сказал, что если вы рассматриваете в качестве показателя успешности большой алии то, что треть израильских врачей сегодня говорит по-русски, то поезжайте на какой-нибудь забытый Богом заводик возле Беэр-Шевы, где рабочие трудятся за минимальную зарплату в чудовищных условиях. Там в процентном соотношении "русских" значительно больше, чем в больнице "Сорока".
Более всего на той конференции в Центре им. Рупина меня поразило вступительное слово профессорши этого академического заведения. Она в своей речи благословила репатриантов, "внесших достойный вклад и хорошо вписавшихся в израильское общество". А в качестве примера привела своего сына, выучившего русский язык от няни, которая до репатриации в Израиль работала главным авиаконструктором в одном из закрытых "ящиков". Ей даже не пришло в голову, что это пример не самого успешного использования качественного человеческого потенциала большой алии.

"Я привез русским пенсии от Путина"
У нас есть серьезные проблемы, которые во многом не понимает ни принимающее общество, ни наше правительство. В начале этой предвыборной кампании премьер-министр Биньямин Нетаниягу возмущался в интервью, о каких пенсиях говорит Либерман: "Я привез русским пенсии от Путина". И при этом всеми силами хвалил большую алию и ее вклад в израильское общество. И чем наш премьер-министр отличается от той профессорши из Центра им. Рупина?
Автор - израильский политолог, политтехнолог, консультант предвыборных штабов в США, Франции, ЮАР, странах бывшего СССР. Популярный блогер. Награжден премией правозащитной организации ОМЕЦ за борьбу с коррупцией.
ПО ТЕМЕ
Я вам не "русский": кто в Израиле отрицает свои корни https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5589824,00.html
Tags: Аналитика и публицистика, История, Современность и политика, евреи и Израиль
Subscribe

  • Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (6)

    Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (6) 117 ЕВРЕЙ, ПО ОШИБКЕ СОВОКУПИВШИЙСЯ С ЖИВОТНЫМ, И НЕЕВРЕЙ, СДЕЛАВШИЙ ЭТО СОЗНАТЕЛЬНО Мужчина, совокупившийся с…

  • Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (5)

    Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (5) 81 КАКИЕ БОЧКИ В ВИННОМ ПОГРЕБЕ НЕОБХОДИМО ОБСЛЕДОВАТЬ ПЕРЕД ПАСХОЙ Мудрецы Мишны обязали обследовать дом…

  • Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (4)

    Ярон Ядан. ЗАПРЕТНЫЙ ТАЛМУД (4) 56 ТОТ, КТО ОСТАВЛЯЕТ СНОПЫ НА СНОПАХ Заботясь о бедных, Тора обязала владельцев полей, забывших при сборе…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments