
260 лет назад была разгромлена армия Фридриха II
Стрелец Михаил Уткин Александр
Сейчас на карте нет населенного пункта Кунерсдорф. Но он не исчез, а находится на территории Польши и потому именуется Куновице. Именно здесь произошло одно из крупнейших сражений Семилетней войны, которая продолжалась с 1756 по 1763 год.
Это вооруженное противоборство между великими державами того времени Уинстон Черчилль недаром назвал «первой мировой войной». И не только потому, что коалиция, в состав которой входили Австрия, Россия, Франция, пыталась сокрушить набравшую в предшествующий период мощь Пруссию и поумерить политическое и финансовое влияние Великобритании, ее колониальные аппетиты. Ведь боевые действия шли не только в Европе, но и в Северной Америке, в Индии, даже в Юго-Восточной Азии. И все-таки главным ТВД оставался европейский континент.
Нельзя не отметить, что Пруссия имела хорошо обученную и оснащенную 150-тысячную армию, возглавляемую к тому же, бесспорно, выдающимся полководцем – королем Фридрихом II. Его противники обладали значительно большими силами, но к 1756 году не успели подготовиться к войне. Пользуясь этим, прусские войска в августе 1756-го вторглись в Саксонию и оккупировали ее. Затем нанесли ряд поражений австрийцам и французам. Однако когда им на помощь пришла Россия, все результаты этих побед сошли на нет.
Тем не менее, несмотря на неудачный исход сражений при Гросс-Егерсдорфе, Цорндорфе и Пальциге, Фридрих II продолжал верить в свою звезду, в конечный успех оказавшейся столь тяжелой войны. Лишь однажды он впал в отчаянье и написал письмо, в котором были такие слова: «У меня больше нет никаких резервов... все потеряно. Гибели своего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда».
“Стремясь переломить ситуацию, Фридрих II бросил в атаку конницу, считавшуюся лучшей в Старом Свете”Столь тяжелым оказался для короля удар, полученный 12 августа 1759 года в битве с союзной русско-австрийской армией, которой командовал генерал-аншеф Петр Салтыков...
В августе Фридрих II повел войска численностью 48 тысяч человек при 200 орудиях навстречу противнику и встал лагерем восточнее селения Кунерсдорф, около которого находились русские и австрийцы. Готовясь к сражению, Салтыков расположил подчиненные ему полки, насчитывавшие в общей сложности 58 тысяч солдат и офицеров, при 248 орудиях на трех господствующих высотах, отделенных друг от друга оврагами и болотистой низиной. Данная позиция, защищенная рядами траншей и батареями, стоявшими на вершинах холмов, была достаточно сильной и выгодной для обороны и в то же время неудобной для атаки со стороны врага.
План российского военачальника заключался в том, чтобы заставить пруссаков наступать на хорошо укрепленный и расположенный на пересеченной местности левый фланг союзных войск, близ всех находившийся к противнику, измотать его, после чего, прочно удерживая центр и правый фланг, перейти в общее наступление.
12 августа в три часа утра войска Фридриха II начали маневрировать, подходя к левому флангу русско-австрийских войск и стремясь зайти за их фронт. В девять часов утра прусская артиллерия открыла огонь на этом участке, в десять часов ответили российские орудия, старавшиеся прежде всего подавить батареи противника.
Около двенадцати часов пруссаки атаковали левый фланг русской армии, потеснили ее с занимаемых позиций и заняли одну из доминирующих высот. Подтянув сюда пушки, которые сразу же принялись обстреливать российские войска, неприятель после артиллерийской подготовки нанес удар по центральной позиции Салтыкова. Обстановка для союзников порой становилась критической, они потеряли немало орудий, солдат и офицеров, в том числе пленными.
Фридрих II вводил в бой все новые подкрепления, но русские стойко отбивались, подводя к центру дополнительные силы из главного резерва и с правого фланга. Стремясь переломить ситуацию, прусский король бросил в атаку конницу. Она не без оснований считалась в ту пору лучшей в Старом Свете. Но рельеф ограничивал маневренность, и, встреченная массированным артиллерийским и ружейным огнем, конница сразу понесла серьезные потери. Вслед за этим контрударом русской и австрийской кавалерии прославленные вражеские эскадроны были обращены в бегство.
Превозмогая усталость, прусская пехота отчаянным броском захватила главную высоту на правом фланге Салтыкова, но вскоре в результате контратаки оказалась отброшена в исходное положение. Через некоторое время уцелевшие части прусской конницы, включая лейб-кирасиров, вновь пробились на эту вершину, но опять были выбиты.
Свежих полков для продолжения борьбы у Фридриха II больше не оставалось. Поняв это, Салтыков приказал перейти в общее наступление. Обессиленный противник дрогнул, запаниковал и побежал. Продолжавшееся около семи часов сражение закончилось.
В строю у Фридриха II осталось всего около трех тысяч солдат. Его армия потеряла свыше 19 тысяч человек убитыми и ранеными в сражении, еще около пяти тысяч попали в плен, тысячи дезертировали или просто разбежались по окрестностям. Кстати, сам король был в той битве на волосок от смерти: золотая готовальня, лежавшая у него в кармане, защитила грудь от пули, лошадь под монархом сразило пушечное ядро.
Потери русских войск составили 13 тысяч человек убитыми и ранеными, австрийцев – две тысячи. Союзники вернули захваченные противником орудия и взяли как трофей почти всю вражескую артиллерию. В их руки попали 27 неприятельских знамен и два штандарта.
К сожалению, после Кунерсдорфа русские и австрийские войска не пошли на Берлин и тем самым дали Фридриху II возможность собраться с силами и продолжать войну. Поход на неприятельскую столицу предлагал совершить Салтыков (произведенный в фельдмаршалы), связывая это с окончательным поражением Пруссии. Однако австрийцы не согласились с планом и воспрепятствовали его осуществлению.
Михаил Стрелец
Александр Уткин https://vpk-news.ru/articles/51819