Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Category:

Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

Ханты и манси - самые загадочные народы Сибири...

 Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.
 Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.




Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.




До 1930 годов их называли вогулами.







И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам.




Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.




Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную.

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.




Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство.

Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.




Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани.

Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Род - основа основ для народов ханты и манси.

Один род считает своим предком медведя, другой - лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится - для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян - всегда мужчина, а женщина - его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей.

Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник».

Его устраивал один род и созывал гостей из других родов.

Священные обряды, танцы, застолье - это и важное событие, и грандиозное зрелище,




но в первую очередь - таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка - медведя.




Отношение к мясу священного животного - особенное.

Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам.

Рвать медвежатину зубами за столом - значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя - только специально сделанными деревянными палочками.

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины.

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети.

Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место - за очагом, напротив входа.

За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения.

Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».

Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.




После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать - то только хорошее!




Но так было отнюдь не всегда, ещё пару столетий  назад эти два народа были самыми воинственными на всём русском Севере...



В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси.






Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских.

К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием.

Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «...тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них… соболей и шуб собoльих…»

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым.

Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты.

Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу.

Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту ** хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и с самоедами.

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох.

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими.

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов.




Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах.

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество».

Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях.

При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее.

Археологические находки под Сургутом




в могильнике Сайгатский-4 и 5 позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными?

Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья».

Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова.

Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами.

Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами.

Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили.
Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели человечину.

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам.

То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя.

Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть.




Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры.

  Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом.
  Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками.

Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».

Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре.

Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души.

После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая - перейти в мир мертвых.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов.

Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра.

А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки.




В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*... Манси-народ...

Самым известным представителем народа манси является Мэр г.Москвы С.Собянин,




хотя в своей автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту...

-Шерт (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

***...Самоеды...

Самоеды, они же Самодийцы — общее название коренных малочисленных народов России:




ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)    https://cont.ws/@bia354444/1247807

Tags: Загадки истории, Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments