Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Первый металл Южной Америки. Части 1,2

Первый металл Южной Америки (часть 1)

Был Юг золотым изумленьем.
Плоскогория Мачу-Пикчу
у самых преддверий неба
полны были песен, елея,

человек разрушал гнездовья
огромных птиц на вершинах,
и в новых своих владеньях
держал семена земледелец
в пальцах, раненных снегом.

Пабло Неруда. Всеобщая песнь (перевод М. Зенкевича)

Некоторое время тому назад на страницах «ВО» были опубликованы три материала под общим названием «Губительная и благодатная бронза» (Культура бронзового века – 1, 2, 3), а также ряд дополнительных материалов про кубок из Триалети, находки бронзового века в Дании и на Крите. Одним словом, на сегодня с Европой бронзового века, можно сказать, покончено. О сейминцах и турбинцах было, лужицкой культуре – было, Бородинском кладе – было, реконструкторе Ниле Барридже – было. Была и впечатляющая подборка материалов по воинам Троянской войны, которая тоже относилась к эпохе бронзы. А вот по Новому свету только то и было, что достаточно краткий рассказ о ковке меди вхолодную племенами, жившими вдоль Великих озер, и племени «йеллоунафз». Был сделан вывод, что термин бронзовый век к культуре Северной Америки неприменим, поскольку существовавшие там культуры, владевшие технологией металлообработки так и остались в меднокаменном веке. Больше других повезло ацтекам и майя, которые научились добывать и обрабатывать золото и серебро. Однако технологию выплавки бронзы они так и не смогли освоить. Правда, единичные находки бронзовых предметов на западе Мексики археологам известны, но считается, что они не местного происхождения. В целом же термин «бронзовый век» к культурам Месоамерики не применяется. Однако нельзя сказать, что Америка бронзового века не знала. В бронзовом веке жили инки, обитавшие в горных областях Южной Америки.
От культуры Моче до нашего дня сохранилось множество замечательных изделий из золота, но многие из них совершенно необычны. Как вам, например, вот такое украшение для носа? (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Украшение для носа, V – VI вв. н.э. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Однако еще до появления на исторической арене инков здесь уже существовал ряд цивилизаций, которые знали металл. Прежде всего, это цивилизация Моче (или культура мочика, известная своей оригинальной цветной и лепной керамикой и совершенными ирригационными системами), Уари (государство, ставшее по сути, прообразом империи инков, хотя его население и говорило на другом языке), Чиму (с центром в городе Чан-Чан, и также с характерной керамикой и архитектурой), Наска (о которой все знают по гигантским фигурам и линиям на расположенном высоко в горах плато), Пукина (с столицей в городе Тиауанако к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей горной крепостью Куэлап, которую называют еще также «Мачу-Пикчу севера»). Все они знали металл и умели с ним работать, хотя если медь в Месопотамии уже добывали в 3500 году до н. э., то в перуанских захоронениях изделия из нее впервые встречается лишь после 2000 года до н. э. А еще археологические находки однозначно говорят о том, что, когда инки здесь наконец-то появились и создали свою империю, никаких новых технологий они с собой не принесли, а всего лишь хорошо организовали добычу руды и начали выплавлять металл в больших масштабах.



Тоже украшение для носа, но совсем простое. Видно автор был эстетом или «не имел ни ума, ни фантазии». Но зато золото! Это уже нечто! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Золотое носовое украшение, инкрустированное бирюзой и хризоколлом явно принадлежавшее человеку со вкусом или с положением. Культура Моче (200—850 гг. н. э.). (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Ну, а начало металлообработке в Южной Америке положила древняя культура Моче, о происхождении которой мы мало что можем сказать, кроме того, что она… действительно была, поскольку от нее остались многочисленные артефакты! Возникла она в преддверии нашей эры, и просуществовала до VII в., а своего наивысшего расцвета достигнув в III – VI вв. Экономической основой этой культуры было развитое ирригационное земледелие, основанное на применении естественных удобрений, таких, как гуано, которое индейцы мочика добывали на островах, расположенных неподалеку от берега. Используя столь примитивное орудие труда, как палка-копалка из твердого дерева, лишь изредка имевшую медный наконечник, они добились впечатляющих успехов в растениеводстве и огородничестве. А еще они разводили лам, дававших им шерсть, и морских свинок… на мясо! Естественно, что, живя на берегу океана они ловили рыбу и занимались морским промыслом.


Первый металл Южной Америки (часть 1)

А вот как они носили в носу вот это? (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Но самое главное в данном случае, что создатели культуры мочика были прекрасными металлургами и искусными ювелирами. Уже во II в. н.э. они умели выплавлять медь, и сплавлять ее с золотом и серебром. Им было известно литье по выплавляемым восковым моделям и золочение изделий травлением. Металл Моче использовался и для изготовления украшений и предметов роскоши, а также для орудий труда.



Золотая маска сипанской культуры. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Гончарное дело также было очень развито. Причем особенно удавалась индейцам мочика ритуальная раскрашенная посуда и портретные сосуды, изображавшие, как считают ученые вполне конкретных людей. Лепка в их изготовлении сочеталась с художественной росписью, а сами сосуды (или их отдельные элементы) очень часто оттискивали в формах, что позволяло их многократно тиражировать. Правда, гончарного круга они не знали, но вот такой технологический прием его им вполне заменял! На некоторых сосудах можно обнаружить знаки, которые вполне могут рассматриваться как своеобразные клейма мастеров, что говорит о высоком уровне их профессионального мастерства.



Клипсы для ушей. Золото с инкрустацией. Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Ткани мочика выделались из хлопковой пряжи, иногда смешанной с шерстяными нитями. На одном из сосудов, например, была изображена даже ткацкая мастерская, где женщины работают на ручных станках, привязанных одним концом к столбу или балке перекрытия, а другим к поясу ткачихи. За их работой надзирает некто более высокого ранга.



Маска культуры Сипан. X –XII вв. 74% золота, 20 % серебра, and 6% меди. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Обращает на себя внимание и строительное искусство. Индейцами Мочика была возведена громадная (55 м высотой) ступенчатая пирамида Уака-Форталеса. Еще две пирамиды, построенные в долине Моче, были поменьше: Уака-дель-Соль (примерно 40 м) и Уака-де-ла-Луна (более 20 м). Но это были центры, где пирамиды сочетались с городской застройкой, а ведь были еще и отдельно стоящие пирамиды и настоящие крепости.



Портретный сосуд, принадлежавший культуре Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что в качестве материала, из которого все это сооружалось, являлись прямоугольные сырцовые кирпичи – адобы. Причем, на кирпичах из которых были сложены большие пирамиды в долины Моче были найдены геометрические отпечатки, которые сегодня считаются знаками общин, по которым вели учет количеству кирпичей, произведенных в качестве трудовой повинности. Стены построек культового характера покрывались фресками мифологического характера и точно такие же изображения мифических персонажей и характерных сцен можно встретить на предметах из металла и текстиля и на огромном количестве керамических изделий.



Бутылка «Лиса-воин». Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Портретная бутылка, культура Моче III – VI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


«Любовь». Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Во главе пантеона божеств мочикского общества, стояли антропоморфные божества и, в частности, «Бог с лучами». Зооморфные, но в значительной степени человекоподобные божества, например, боги-воины – бог-лис, бог-морской орел, бог-олень и др., а также боги-жрецы – бог-сова, бог-обезьяна, бог-летучая мышь, и второстепенные божества – стервятники-урубу, бакланы, ящерицы, мыши и т.д., занимали низшую ступень, где находились и фитоморфные божества. Совершенно фантастические существа мочика также были известны. Это драконы, демоны, лягушки-ягуаров.



Бутылка-кошка. Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Своих усопших мочика хоронили в узких ямах, с перекрытием из прутьев и кирпичей – адобов. Покойники заворачивались в циновки укладывались на спину. Даже в рядовых погребениях находят по несколько сосудов и другие вещи. Тогда как в богатых погребениях их десятки! Известно, например, погребение пожилого «воина-жреца» в долине Виру, который был похоронен в медной маске, причем его сопровождали останки ребенка, а также двух женщин и мужчины. Вместе с ним на «тот свет» отправилось огромное количество керамических сосудов, деревянные жезлы с искусно вырезанными инкрустированными навершиями, различные изделия из перьев, головные уборы и разные другие предметы.



Индейцы мочика любили кошек и часто их изображали. Вот, например, сосуд, на котором показан мужчина с кошкой на руках. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Любили они и вот такие «скульптурные изображения»… (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А кошек изображали даже на пластинках-украшениях для носа! Культура Моче. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

На северной окраине мочикской территории, в Сипане, в толще сырцовой платформы, на которой некогда стояли храмовые постройки, нашли прямоугольную могилу, в которой стоял деревянный гроб с останками мужчины, лежавшего на спине и державшего что-то вроде золотого скипетра в руках. Нижнюю часть лица его закрывала золотая маска, тело было завернуто в ткань. В могиле было найдено огромное количество вещей (более 400!), обозначавших его высокий ранг – головные уборы, украшения из золота с инкрустациями, украшения из перьев, драгоценные раковины, золотые и бронзовые пластины, служившие в качестве панциря, золотые штандарты и многое другое. Усопшего сопровождали восемь человек.



Раскопанная могила «Правителя Сипана».

Судя по их одежде и останкам, это были его жена, две другие женщины — вероятно, наложницы, военачальник, охранник, знаменосец и ребенок. Среди найденных животных была собака, а также бесчисленное множество керамических сосудов различной формы и предназначения. Ниже его могилы была могила его предшественника, где также нашли еще и останки молодой женщины и ламы, а также роскошные одежды, украшенные золотом и серебром. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах долины Моче.



Украшение головного убора, II в. н.э. Культура Наска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В VII в. цивилизация Моче постепенно пришла в упадок, а в конце VII — начале VШ в. и вовсе прекратила свое существование. Однако важно другое, а именно, что первые находки изделий из мышьяковистой бронзы в Южной Америке как раз принадлежат к этой культуре. То есть в середине I тысячелетия н. э., в северном Перу металлургия бронзы уже существовала. Появившиеся следом культуры Тиуанако и Уари умели выплавлять уже классическую оловянистую бронзу, то есть усовершенствовали технологию Моче. Ну, а государство инков Тауантинсуйу, существовавшее в Южной Америке в XI – XVI веках уже вполне можно считать цивилизацией развитого бронзового века.



Бронзовый нож инков XV – XVI вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Почему-то считается, что главным металлом у инков было золото, однако на самом деле они добывали и обрабатывали и целый ряд других металлов. Сплавляя медь и олово, они получали бронзу, которая в их обществе была единственным металлом, который простые индейцы могли использовать для изготовления украшений, без которых, понятно, люди древних цивилизаций просто не могли существовать.

Воины государства Тауантинсуйу (часть 2)

Лишь бы у него самого [у Инки] были
Тонкие яства и листья коки.
Наши же ламы гибнут
При переходе через песчаные нагорья.

И ноги наши терзают колючки,
И, если мы не хотим [на военной службе]
погибнуть от жажды,
Мы должны на огромные расстояния
На собственной спине тащить воду.
(Поэма «Апу-Ольянтай». Стингл Милослав. «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца»)

Война и дипломатия древних инков

В государстве Тауантинсуйу существовала всеобщая воинская повинность, причем в армию мог быть призван любой гражданин империи инков, если только он был физически здоров. Призывали не всех, а по жребию. Но так как империя воевала практически непрерывно (особенно во время правления ее последних шести владык), получалось, что опыт военного дела приобретался практически каждым мужчиной. Причем, право жениться и заводить собственную семью у инков получали лишь те, кто либо воевал, либо призывался для несения воинской службы!



Есть в Лиме частный археологический музей Рафаэля Ларко Эррера. Так он представляет собой современное и очень богатое хранилище древний перуанских артефактов, включая и принадлежавшие инкам. Правда, золотые украшения инков испанцы безжалостно переплавляли, но, тем не менее, в музее есть на что посмотреть. Ну, скажем, вот на эти головные уборы вождей инков. И можно себе представить, как такие и подобные им украшения действовали на простые души крестьян и солдат инкской армии. (Музей Ларко, Лима)

Ну, а приобщение к военной службе для простолюдинов начиналось с самого раннего возраста и происходило непосредственно в общинах айлью. К началу XV века в империи инков была введена обязательная военная подготовка для всех молодых людей в возрасте от 10 до 18 лет. Руководили их обучением опытные воины, обычно из числа младшего офицерского состава, которые учили молодежь искусству владению оружием, основам рукопашного боя, умению преодолевать водные препятствия, осаждать вражеские крепости, подавать дымовые сигналы и еще многим другим важным для воина вещам.


Воины государства Тауантинсуйу (часть 2)

Здание музея.

После обучения юноши сдавали нечто вроде экзамена, на котором присутствовал государственный инспектор-инка, наблюдавший за тем насколько хорошо будущие воины освоили военную премудрость. Только успешно сдав этот экзамен, юноша считался взрослым. При этом военной подготовке не подлежали больные и калеки. Но, как и везде, в том числе и в наши дни, молодежь, прошедшая военное обучение, смотрена на таких свысока. Ну, а как только начиналась война, общины выставляли требуемое количество воинов, и они шли в поход вместе с тем подразделением, к которому эта община была приписана на основе административного деления империи.



Вот такая «майка» с золотыми дисками могла быть и панцирем в бою (почему нет?) и знаком отличия командира высокого ранга. (Музей Ларко, Лима)


Все это говорит о том, что военное дело у инков было и хорошо развитым, и имело четкую структуру. Например, даже властные полномочия четко распределялись таким образом, что хозяйственной деятельностью империи, а также снабжением и обеспечением ее армии занимался правитель города Куско, командовал ей военачальник – которым был либо сам верховный правитель Сапа Инка, любо специально назначенный им человек –но в любом случае человек, принадлежавший к инкской знати.



Ну просто уникальная коллекция наверший палиц макана – главного оружия инков в рукопашной схватке. Их делали из самого разного материала – камня, меди, бронзы и даже золота. (Музей Ларко, Лима)

Мог ли быть верховный правитель империи – Сапа Инка или Единственный Инка хорошим полководцем? Оказывается, не только мог, но и просто был обязан им быть, поскольку его к этому готовили с раннего детства. В Тауантинсуйу считалось, что чем не выше человек занимает положение, и чем он не благороднее, тем большими способностями он должен обладать. Поэтому юному наследнику верховного правителя, а он его действительно выбирал и далеко не всегда им становился его старший сын (такие вот обычаи были у инков!), приходилось быть не только самым образованным среди молодых людей благородного происхождения, но еще и самым физически развитым. Он должен был и методически тренироваться, выполняя при этом сложные физические упражнения, развивать выносливость и силу и, конечно же, умение защищаться. Для чего будущего Инку обучали искусству владения оружием: он должен был уметь сражаться копьем, палицей макана, метать камни из пращи. Учили его и собственно военному искусству, то есть всему, что инки знали о стратегии и тактике, а знали они, судя по их успехам в войнах с соседями, совсем не так уж и мало.



Это навершие из меди. (Археологический музей Рио-де-Жанейро)


Металлическое навершие. (Музей Ларко,Лима)


Навершие из золота. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Палица с посаженным на нее навершием. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Палица с каменным навершием. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Причем военное искусство инков отличалось по своей сути от военного искусства других индейских народов, включая тех же ацтеков и майя. Ведь если те воевали ради того, чтобы захватывать больше пленных и использовать их сначала в качестве рабов, а затем приносить в жертву своим богам, то инки ставили своей целью исключительно захват новых территорией и… приобщение покоренных к своей высокой культуре! Поэтому захватнические войны инков представляли собой крупномасштабные операции с участием тысяч воинов, которые просто подавляли противника своей численностью. Одновременно с этим инки строили мощные крепости, защищавшие их земли от ответных ударов. Важным оружием в руках инков была и дипломатия. Именно путем переговоров и обещаний всевозможных благодеяний инкам удалось подчинить себе многих правителей окрестных земель и избежать при этом ненужного кровопролития. И только лишь прибытие европейцев с их более современными видами оружия смогло остановить правителей инков на пути расширения своей империи.



Инкский топор. (Археологический музей Рио-де-Жанейро)


Реконструкция топора (Музей Америки, Мадрид)

То есть дипломатия в обществе инков всегда предшествовала войне! Их послы предлагали правителям сопредельных территорий выгодные торговые соглашения, впечатлявший их воображение обмен подарками, устраивали междуплеменные браки между представителями знати. То есть проводили очень умелую политику «мягкой силы». И только если все эти усилия терпели неудачу, против упрямцев высылались войска. Причем, если вначале инки стремились нанести поражение противнику и овладеть его богатствами, то впоследствии они уже просто стремились контролировать территорию своих соседей, получать с них дань, распространять свой язык и обычаи и таким образом продвигать свое влияние по всей Южной Америке.

Причем завоевание сопредельных территорий имело в глазах инков важное значение еще и потому, что таким образом повышался престиж того или иного их правителя. Причем не только при его жизни, но и после его смерти! И понятно, что поскольку каждый новый правитель стремился превзойти своих предшественников, империя непрерывно расширялась на протяжении всей истории государства Сынов Солнца!



Тоже навершие палицы, но не типичное для инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Однако, это не означало, что религиозный элемент в войнах у инков полностью отсутствовал, совсем нет. Инки тоже рассматривали свои завоевания как продолжение служения своему богу Солнца Инти. Поэтому, например, объявлению войны предшествовал двухдневный пост, а затем жертвоприношение черных лам и даже детей, а затем массовое пиршество. Жрецы так же, как и у ацтеков и майя, вместе с войском выступали в поход, находились на поле боя, где и отправляли некоторые религиозные ритуалы во время самой битвы. Приходилось обращать внимание на многочисленные приметы и следовать множеству запретов. Например, нельзя было воевать в новолуние, чем коварные испанцы нередко пользовались, воюя с индейцами.

«Люди системы»

Интересно, что сама по себе армия инков состояла в основном из… не-инков, а воинов покоренных ими народов, и даже не воинов как таковых, а сильных и крепких мужчин, отданных этими народами инкам в виде дани. По этой причине армия инков представляла собой довольно странный конгломерат отдельных этнических формирований, каждым из которых командовал командир, так же принадлежавший к этому племени. И сражались они своим, привычным для них, традиционным оружием. Конечно из-за того, что они говорили на разных языках, ими, скорее всего, было достаточно сложно командовать. Кроме того, все эти воины были на самом деле крестьянами, сражавшимися по принуждению, а значит и не очень охотно. Именно поэтому инки довольно быстро от подобной системы набора войска отказались и создали самую настоящую профессиональную армию. Тактически они были разделены по десятичной системе, то есть самая маленькая группа состояла из 10 человек, которой командовал чунка камайок, из них комплектовался отряд в 100 человек во главе с пачакой-куракой, затем в 1000 под командованием варанка курака и, наконец, самой крупной тактической единицей были 10 000 воинов во главе с кунукой хуну. Есть сведения, что в подразделениях армии инков было по два командира, вот только неясно, как они делили между собой свои обязанности.



Клипсы культуры Моче из золота с инкрустацией из бирюзы с изображением воинов с копьями, щитами и пращами с камнями в руках. (Музей Ларко, Лима)

То есть в принципе армия инков могла состоять из нескольких десятков тысяч воинов, а в отдельных случаях иметь численность даже более 100 000 человек. Воины выбирались по жребию из общего населения в возрасте от 25 и до 50 лет, причем, как и горнякам, им разрешалось брать с собой в походы своих жен. В состав войска входили также носильщики, которые не сражались, а также повара и гончары. Причем в мирное время все мальчики-инки проходили военную подготовку и затем участвовали в ритуальных сражениях. Из чистокровных инков формировалась своего рода гвардия в несколько тысяч человек, которая выполняла роль охраны Верховного Инки, и в качестве отличия носили туники черно-белого цвета с ярко-красным треугольником на груди.

Продолжение следует…





Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments