Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Первый металл Южной Америки. Части 3,4

Воины государства Тауантинсуйу (часть 3)

В прошлый раз мы познакомились с военной организацией государства инков. Сегодня мы продолжаем этот рассказ.

Командиры и команды

Все высшие военачальники принадлежали исключительно к инкам. Верховный Инка Сын Солнца был одновременно и верховным главнокомандующим, и часто лично командовал армией на поле сражения. Но так как империя постоянно расширилась, надолго покидать Куско он уже не мог, и бремя командования пришлось делегировать своим братьям или сыновьям. Высшие командиры осуществляли командование, сидя на носилках, которые несли сразу четыре носильщика. Приказы отдавались через быстроногих гонцов, либо звуковыми сигналами, а сражаться лично, как это приходилось делать многим полководцам народов Европы, им совершенно не требовалось. Так что в случае неудачи любой полководец-инка имел много шансов спасти свою жизнь. К тому же их окружали еще и личные телохранители. То есть инки не только ценили в армии организацию, порядок и дисциплину, но и заботились о сохранении жизни своего «генералитета», поскольку речь шла о сбережении не просто опытных в военном деле командиров, а людей, в жилах которых текла кровь инков!


Воины государства Тауантинсуйу (часть 3)

Головные уборы инков из золота. Как видите, золота для себя, любимых, инки не жалели. (Музей Ларко, Лима)


Оружие из бронзы и… золота!

Сражения между воинами инков и враждебных им племен были кровавыми и представляли собой типичную рукопашную схватку. Да, оружие воинов различалось в зависимости от этнического происхождения отдельных подразделений, но тем не менее у многих оно было похожим. Прежде всего, оружием были копья с наконечниками из обсидиана или бронзы, палки-копьеметалки для дротиков и стрел, пращи и особого вида булавы, называвшиеся макана и имевшие обычно звездообразные боеголовки из камня, меди или бронзы. По-видимому, макана была излюбленным видом оружия у инков. Во всяком случае археологи находят боеголовки от таких палиц во множестве, причем среди них попадаются и отлитые из золота. Вряд ли, конечно, ими сражались, поскольку золото мягкий металл, однако их вполне можно было использовать в качестве начальнических жезлов, а кроме того известно, что золотым оружием вооружались личные телохранители правителя инков. Лук – казалось бы, распространенное в древней Америке оружие – в армии инков, тем не менее, использовался весьма редко. Подразделения лучников составлялись из жителей восточной части империи, граничившей с бескрайними джунглями реки Амазонки, у которых лук был их традиционным оружием. Длина их луков доходила до двух с половиной метров, а делались такие луки из очень твердого местного дерева «митуй» («чунта»). То есть их пробивная сила должна была быть весьма велика!



Вот такими камнями инки стреляли из пращи. Известно, что выпущенные с небольшого расстояния, они пробивали испанские металлически шлемы! (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Эта же пуля и рядом с ней праща. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Плетеная праща инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Средствами защиты являлись прямоугольные или трапециевидные щиты, рисунок на которых, как и на щитах римских легионеров, был одинаковым у всех воинов одного подразделения. Для защиты головы использовали шлемы, деревянные либо сплетенные из тростника и усиленные металлическими пластинами на макушке и на щеках. В качестве защиты для торса использовались туники из стеганой ткани, похожие на аналогичные одеяние ацтеков, которые были удобными и легкими в носке.

Экстравагантные головные уборы из перьев, подобные тем, что были в ходу у ацтеков и майя, инки не использовали, однако перьями, тем не менее, себя украшали, так же, как у них было в обычае носить полированные серебряные или медные нагрудники. Воины могли также носить украшения, полученные за участие в прошлых сражениях. Например, это могли быть устрашающие ожерелья, сделанные из зубов врагов, или же медные или серебряные диски на грудь, которые им выдавали в награду их командиры.



Воины-инки. Рис. Ангуса МакБрайда


Помимо оружия, войска централизовано снабжались одеждой, сандалиями, одеялами из шерсти лам и такими продуктами питания, как кукуруза, перец и листья коки, которые воинам армии инков в обязательном порядке давали жевать в дальних походах и перед сражением.

Стратегия и тактика

Самое интересное в том, что армия инков в принципе не была вооружена каким-то исключительным оружием, по сравнению с оружием их соседей. И каким-то особым военным искусством они тоже не блистали. Их главная сила и главное преимущество заключалось не в технологическом превосходстве или в более совершенной тактике, чем была у врага, а в организации своих военных кампаний. Было в обычае перед битвой посылать к врагу послов, которые разъясняли вождям противника все выгоды капитуляции без боя, вручали им подарки и обещали дать еще больше, если они подчинятся власти инков. Взамен требовалось обещать преданность Верховному Инке, поклоняться богу Солнца Инти и выплачивать дань как в виде товаров, так и в виде определенного количества труда. И взвесив все «за» и все «против», противники инков очень часто складывали перед ними оружие. И многие территории их обширной империи были подчинены именно так, то есть без малейшего кровопролития.

Но если уговорить противника не удавалось, инки старались подавить его численностью, уничтожали противоборствующую армию без малейшей пощады, а население захваченной области депортировали. То есть жителей общин, населявших тот или иной район, просто перегоняли за сотни, а то и тысячи километров от родных мест, туда, где их окружали люди, говорившие совсем на других языках. Понятно, что общаться с ними они могли лишь только на языке инков, поэтому очень быстро забывали родной язык, а будучи окруженными «чужаками» договориться с ними о восстании они просто не могли.

А вот само сражение в чем-то напоминало битвы ацтеков и майя, когда прежде чем вступить в бой, воины обеих армий распевали военные песни и выкрикивали оскорбления друг другу, причем это «действо» могло занять даже несколько дней, ведь торопиться им было некуда. Только после этого начиналось сражение. При этом атаки, как правило, были фронтальными. У инков всегда под руками были резервы и, заранее через шпионов, зная численность противника, они вводили их в действие в тот момент, когда его силы были на исходе.

В атаке инки прежде всего действовали метательным оружием: забрасывали противника камнями из пращей и дротиками с помощью копьеметалок. Если это не приводило к успеху, то в атаку шла пехота в шлемах и со щитами, вооруженная шипастыми палицами, и довершала разгром врага в рукопашном бою. Если место боя покрывала сухая трава, а ветер дул в сторону неприятеля, инки ее поджигали и атаковали его под прикрытием огня. То есть старались воспользоваться любым, пусть даже самым незначительным тактическим преимуществом.

Дороги и крепости

Как известно инки жили высоко в горах, где передвигаться очень сложно. Как в этих условиях связать воедино земли империи, разделенные горами и ущельями? А вот как – соединить ее при помощи дорог, а для того, чтобы их контролировать, построить вдоль дорог мощные крепости. И вот инки так и сделали: построили сеть крепостей, соединенных еще более обширной дорожной сетью. Вдоль дорог были устроены почтовые станции, где находились группы бегунов, с помощью которых инки как раз сообщения и передавали, и склады, находившиеся друг от друга на таком расстоянии, что войскам, не пополняя запасов, требовалось пройти не более 20 километров. Запасы же регулярно пополнялись перевозчиками, которые транспортировали грузы на ламах.



Трубка для курения табака (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Чтобы облегчить нагрузку на местные общины, инки, готовясь к походу, заранее предупреждали их о том, где будет двигаться их армия, причем войска перемещались так, чтобы большое их количество не собиралось бы в одном и том же месте одновременно. Мародерство воинов наказывалось смертью, поэтому проход войск инков не являлся бедствием для населения и не вызывало у него негативного отношения к верховной власти.

Впрочем, это не значит, что воины в походах не испытывали никаких тягот, не говоря уже о том, что любая война сама по себе это смерть и страдания. Воинам инков приходилось совершать длительные марши по горным дорогам в любую погоду, которая в Андах безоблачна далеко не всегда. Сюда надо добавить нехватку кислорода, которая несмотря на привычку все равно ощущается на большой высоте, особенно при передвижении с большим грузом. А воинам инков приходилось нести на себе не только свое оружие, но и запас продовольствия, ведь рано или поздно, но построенные инками дороги заканчивались, а находясь на территории противника, рассчитывать на склады и своевременную доставку продуктов уже не приходилось. Сами же инки, считая себя богоизбранным народом, далеко не всегда обращали внимание на воинов из покоренных народов. Правильнее будет сказать, вообще не обращали на них внимания, рассматривая только лишь как орудие в достижении своих целей и не более того.



Воины-инки. Рис. Ангуса МакБрайда.

Крепости инков, построенные на покоренных территориях, одновременно являлись и гарантией лояльности, и… складом продовольствия для своих войск, если тем вдруг понадобилось бы подавлять здесь восстание. Поскольку индейцы не знали взрывчатых веществ и не использовали больших и тяжелых метательных снарядов, крепости инков обычно представляли собой простые дома, стоявшие на вершине горы или холма и окруженные стенами. Иногда вместо стен возводились террасы, и они же при этом использовались для земледелия. Специальные казармы не предусматривались, так как воины ночевали в палатках, завернувшись в шерстяные одеяла. Стены складывались из гладко отесанных камней и пригонялись друг к другу очень тщательно, но при этом связующие растворы не использовались. Поэтому сооружения инков обладали отличной сейсмоустойчивостью. Стены имели крутые изгибы, позволявшие увеличить зоны обстрела атакующих. Ворот могло быть несколько, и они могли иметь смещенные относительно друг друга проемы.

Победы и поражения

Естественно, что помимо земельных приращений в империю инков поступала и военная добыча. Те воины, что проявили в боях большую доблесть, чем все остальные, получали награды, которые, впрочем, зависели не только от их мужества, но и от ранее полученного ими статуса. Наградой мог быть участок земли, право сидеть в присутствии Верховного Инки, должности в инкской администрации, а также золотые и серебряные украшения, для ношения в носу и нагрудные знаки, красивая одежда, захваченные женщины, дорогое оружие и домашний скот. Побежденных врагов приводили в Куско и выставляли перед народом, иногда, как и во время римского триумфа, их вели со связанными руками за носилками правителя инков. В целом инки не практиковали человеческих жертвоприношений, однако в отношении непокорных вражеских вождей это правило не соблюдалось. Их публично умерщвляли, принося в жертву Солнцу, из их черепов делали богато украшенные чаши для питья, а снятой с них кожей обтягивали барабаны. Чужих идолов, однако, инки не уничтожали, а также свозили в Куско, где сохраняли в интересах покоренного населения – мол, вот смотрите, мы оказываем почести вашим божествам, просто наш Бог Солнца оказался их сильнее!



Сражение инков с испанцами. Рис. Адама Хука.

Инки обычно не фиксировали своих поражений, которые если даже и случались, то, учитывая их отличную дисциплину и численность армии, относились к явлениям временным. Другое дело, когда они встретились с испанцами, их конницей и огнестрельным оружием. Однако после первых своих поражений инки нашли в себе силы сопротивляться своим захватчикам еще целых 50 лет. Испанцы, конечно, победили, но они столкнулись в итоге с той же проблемой, что и инки: им было трудно поддерживать контроль над завоеванной ими огромной империей, включавшей сотни разных культур и охватывающей многие тысячи квадратных километров.

Первый металл Южной Америки. «Культуртрегеры именем Солнца» (часть 4)

Королева и мать Луна,
Дай нам в дар твои воды,
И любовь твоих дождей дай нам.
Услышь же, как мы взываем к тебе…

(Милослав Стингл. Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца)

Итак, инки знали золото и серебро, но умели также сплавлять медь и олово и получать бронзу. Причем парадоксально то, что, умея прекрасно работать с металлом, инки рудное дело никогда не любили. Ни в прошлом, ни впоследствии. Ведь это занятие отвлекало их от земли, и, пусть даже они и ценили золото, ценность земли в их глазах была несравненно выше. Хотя горы, где добывались руды металлов, для индейцев были священными, и, приступая к работе, индейцы всякий раз молились богам о том, чтобы они отдали им спрятанные в них сокровища.

Первый металл Южной Америки. «Культуртрегеры именем Солнца» (часть 2)

Как и у нас в России, в современной Южной Америке есть много людей, которые шьют себе старинного покроя костюмы, надевают на себя копии древних украшений и в таком виде ходят и пляшут среди развалин. Кто-то так развлекает туристов, кто-то считает, что таким образом сохраняет культуру своих предков. В любом случае посмотреть на них очень интересно. Ведь внешне своими чертами лица они все такие же, как и во времена Франциско Писарро!

Законы инков, касающиеся рудного дела и труда рудокопов, были просты и четко расписаны, как, впрочем, и все законы империи инков. Работать в рудниках разрешалось лишь четыре месяца в году, причем это были самые теплые месяцы. Рабочие постоянно сменялись; причем ни один мужчина не мог быть послан на работу в рудники без… своей женщины. На крутых склонах гор Кордильера-де-Карабая (к северу от озера Титикака), где был влажный климат, но были крупные месторождения золота, для нужд горняков были построены специальные террасы для выращивания злаков. Здесь и сегодня можно найти развалины древних селений, жители которых занимались промывкой золотоносного песка. Применялся и другой способ, когда поперек русла реки последовательно строили запруды, и после прошедших дождей собирали в них камни, содержащие крупинки золота. Интересно, что если в большинстве других стран в золотых рудниках трудились преступники, то у инков это была временная повинность, а не наказание. Плавка золота производилась в печах, сложенных на вершинах гор, а загружали в них в качестве топлива традиционный древесный уголь. Отверстие для создания тяги обычно ориентировали на восток, в сторону, откуда чаще всего дул ветер, который создавал тягу, достаточную для получения высокой температуры, нужной для плавки. Однако, если ветра не было, инки могли использовать мехи из шкуры ламы.



Золотых украшений инков до наших дней дошло совсем немного, но они есть. Например, вот это украшение можно увидеть в Музее Америки в Мадриде.


И эти золотые бусы тоже оттуда. (Музей Америки, Мадрид).

Инки владели всеми техническими приемами, известными и другим народам и сохранившиеся в наши дни. Это литье, ковка, пайка, клепка и штамповка. Ювелирам в Куско были известны печи с форсированным дутьем, и точно так же действовали и мастера, изображенные на фреске в египетской гробнице в Саккара (около 2400 г. до н. э.); где ювелиры аналогичным способом проводят плавку, чтобы получить нужную температуру. Технология была довольно примитивной, однако именно так инкские мастера выплавляли столько золота, что отливали статуи правителей инков в полный рост и точные подобия растений из золота для Золотого сада в Куско. Да и неудивительно, ведь все золото империи как раз именно верховному Инке и принадлежало! Причем поскольку инки вели точный учет всех доходов посредством письма кипу, удалось установить, что в Куско ежегодно доставлялось 217 т и 724,5 кг золота, причем никаких машин и механизмов они при этом не использовали. Ну, а требовалось им золото в том числе и для обожествления своих правителей, ведь после с каждого Великого Инки после его смерти делали золотую статую, а его дворец превращали в гробницу, украшенную опять-таки золотом.



А вот это украшение уже из Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Серебро, впрочем, также было собственностью божественного Инки. Вот только если золото у инков ассоциировалось с блеском Солнца, то серебро они считали слезами Луны. И хотя серебро из-за влажного климата Анд быстро тускнело, инки его высоко ценили и многие вещи делали из серебра. Ртуть инкам была также известна, и они использовали ее для золочения и серебрения бронзовых изделий. Также перуанские мастера использовали различные сплавы с оловом, но подбирали их рецептуру так, что на первый взгляд изделия из них выглядят словно золотые. Отливались головки боевых палиц, использовавшиеся в строительстве тяжелые бронзовые рычаги, ножи и разнообразные хирургические инструменты, булавки для застежек, украшения для носа и ушей и пинцеты, чтобы выщипывать волосы. Однако все это, как уже отмечалось, использовали лишь простолюдины, а знать в огромных количествах использовала изделия именно из золота и серебра.



Золотая фигурка мужчины 1400 -1533 гг. Культура инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)



Золотая фигурка женщины 1400 -1533 гг. Культура инков. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Когда Великий Инка Атауальпа, которого Франциско Писарро держал у себя в качестве пленника, приказал доставить в Кахамарку золото и серебро для выкупа его персоны, то им была заполнена комната длиной в 7,5, и шириной в 4,5 м. Причем золото в нее укладывалось хотя и не до самого потолка, но «на высоту белой линии, до которой не мог достать рукой человек высокого роста». В итоге это составило 1 326 539 песо чистого золота и вдобавок еще и 51 610 марок серебра. На современные деньги за это количество драгоценных металлов можно было бы получить более 500 миллионов долларов. Ужасно, что все это золото и серебро в виде изделий было переплавлено в слитки, поскольку существовал королевский приказ о том, что все золото и серебро из Перу следует переплавить на королевских монетных дворах в Севилье, Толедо и Сеговии». Ну, а сколько при этом погибло прекраснейших произведений искусства мы можем только лишь гадать. Но сами испанцы вспоминали впоследствии, что видели в Куско множество статуй и идолов, изготовленных целиком из золота и серебра, а также фигуры женщин в человеческий рост, полые внутри и прекрасной работы. Еще один конкистадор писал, что ему довелось увидеть «много сосудов из золота, омаров, которые водятся в море, а на других золотых сосудах были высечены изображения птиц и змей, даже пауков, ящериц и каких-то жуков…». Что касается королевского секретаря, который производил учет золотых трофеев, добытых конкистадорами, то видя в какую высокую кучу они все были сложены, написал так: «Поистине это стоило увидеть… сосуды, вазы и посуду различной формы, на которой подавали еду правителям инков… Там были четыре ламы из чистого золота и очень большие десять или двенадцать женских статуй в натуральную величину, все из чистого золота и такой красоты и прекрасной работы, что, казалось, они живые…»



А вот с изделиями из текстиля ученым повезло. Поэтому в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть много различной одежды, ковров и тканей инкской работы. В частности, вот эта оригинальная туника-безрукавка с двумя кошками!


Туника инков с геометрическим орнаментом 1460–1540 гг. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Интересно, что и свои завоевания на территории древнего Перу инки осуществляли не ради завоеваний как таковых, а с целью распространения передовых технологий. Во всяком случае, в соответствии с древней легендой, «Бог Солнца повелел инкам отправиться к людям и нести ремесла и цивилизацию всем индейцам, которые тогда жили в дикости». То есть мифы отражают стремление инков прежде всего к просвещению всех прочих индейских племен, при этом сами инки считают себя людьми, избранными для этой цели самим Богом. И очевидно, что-то позволяло им так считать. Хотя известно, что в Андах в течение двух тысячелетий, начиная с X века до нашей эры, уже существовали такие развитые цивилизации, как Чавин, Паракас, Наска, Моче, Тиауанако и другие, то есть многое было создано уже и до них. Но вышло так, что в XII веке на берегах озера Титикака появился народ, верховным правителем которого стал так называемый Великий Инка. И вот этот народ и переселился в новую столицу город Куско и занялся тем, что начал распространять свою власть на огромные территории.



Туника из перьев. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Правда, неизвестно точное появление инков на исторической арене. Хотя мы знаем, что сначала они были небольшим по численности племенем, и продвигалось оно на север в поисках плодородных земель, пока не оказалось в долине Куско. Здесь они сумели победить исконных обладателей тамошних земель, после чего начали понемногу подчинять своей власти окрестные племена. Им повезло в том, что в это время всю территорию Анд населяли различные племена, говорившие на разных языках, со своей мифологией, религией, культурой. При этом как раз уровень культуры-то у них у всех был примерно одинаков, поэтому интегрироваться в новое общество под властью инков для них оказалось несложно. У всех племен основой общества являлась земельная община, владевшая землей сообща. Другое дело, что именно инкам было присуще какое-то особо обостренное чувство организации. И они принялись расширять свои владения путем завоеваний.



«Ковер со звездами». (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Узорчатая сумочка. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Уже в конце XIV века они создали сильную и многочисленную регулярную армию. Причем покоряя соседние племена, инки действовали не только силой, но и старались привлекать на свою сторону их элиту. Интересно, что, перед тем, как начинать военные действия, они трижды предлагали правителям противной стороны добровольно подчиниться их власти и войти в состав их империи, и только в случае окончательного отказа пускали в ход оружие. После победы покоренные племена заставляли изучать язык инков, и насаждали среди них свои обычаи и законы. Но местной знати и жречеству давалась возможность сохранить свое привилегированное положение, а местная религия не запрещалась, хотя от побежденных и требовалось обязательное поклонение богу Солнца. Инки хорошо понимали значение сохранения местных обычаев, народных промыслов и одежды, и не только на них не покушались, но и создавали условия для развития местной культуры.



Посуда инков была похожа на посуду мочика, но все же лишь похожа. Бутылка в виде стремени. Культура Наска. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


Сосуд с геометрическим орнаментом. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

В качестве примера подобной культурной интеграции можно привести индейцев культуры Чонос (на территории современного Эквадора), которые в XV—XVI веках выплавляли медь очень высокой чистоты (содержание меди 99,5 %), отливали из нее миниатюрные топорики 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной и использовали их в качестве денег. Однако данная «монета» имела хождение по всему западному побережью Южной Америки, включая и государство инков.        Продолжение следует…                                                                                                                                                                                                              Автор:Вячеслав Шпаковский                               Статьи из этой серии:Первый металл Южной Америки (часть 1)
Воины государства Тауантинсуйу (часть 2)              https://topwar.ru/149576-voiny-gosudarstva-tauantinsuju-chast-3.htmlhttps://topwar.ru/149743-pervyj-metall-juzhnoj-ameriki-kulturtregery-imenem-solnca-chast-2.html  
Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments