Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Веймарская Германия: искусство меж двух войн


Веймарская Германия: искусство меж двух войн

В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.





Жизнь в Веймарской республике, существовавшей с 1919 по 1933 год, была максимально непростой. Версальский договор поставил Германию в ужасное положение. Политики, не привыкшие к демократии, просто не понимали, что делать, а инфляция была настолько страшной, что оклеить стены купюрами было дешевле, чем купить обои. Тем не менее искусство того времени не только продолжало развиваться, но и опередило несколько стран-победителей, подарив миру такое направление, как «новая вещественность».







После изматывающей войны и долгой жизни в условиях тоталитаризма измученные немцы наконец почувствовали себя свободными. Многие взглянули на мир по-новому, и этот взгляд отразился в музыке, литературе, театре и живописи. Это привело к тому, что во время существования Веймарской республики Германия стала центром европейского экспрессионизма.

Триптих «Война», Отто Дикс.
Триптих «Война», Отто Дикс. Источник: tumblr.com

Конечно, ярче всего это проявлялось именно в изобразительном искусстве. До середины 1920-х оно, как и многие другие сферы культуры, было пронизано воспоминаниями с фронта. В это время чаще всего изображались «маленькие люди», представшие перед ужасающим ликом войны. После 1925 года, когда экономика стабилизировалась, основным течением в немецкой живописи стала «новая вещественность». Художники строили модель кристально ясного и детально проработанного мира, стремясь показать, насколько бездушной и механической была действительность. Это странное направление сочетало реализм со склонностью к абстракции и стилизации, отчего при взгляде на такие картины становилось некомфортно. Течение разделялось на два крыла: правое, стремящееся к довоенному неоклассицизму, и левое, занимавшееся социальной критикой и карикатурой. Позже работы художников левого крыла были названы нацистами «дегенеративным искусством» и подлежали уничтожению. Художниками левого крыла были Отто Дикс и Макс Бекман.

Эрих Мария Ремарк.
Эрих Мария Ремарк. Источник: news.ap-pa.ru

Примерно такие же тенденции прослеживались и в литературе Веймарской республики. Если на картинах изображались ужасы войны, то в книгах немецкие писатели говорили о ее бессмысленности, об абсолютно ненужных жертвах, которые она приносила, и призывали народ к миру. Самый известный пример — роман Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». С середины 1920-х в литературу стали приходить новые жанры, популярность обрели интеллектуальный, исторический и социально-психологический романы. Также, чтобы подготовить немцев к тоталитаризму 1930-х, публиковалась националистическая литература, прославлявшая кайзеровский режим и военные традиции.

Немецкая музыка того времени делилась на авангард и неоклассицизм. Произведения авангардистов были сложными во всех смыслах и равнялись на «новую венскую школу». Неоклассицисты же следовали призыву Игоря Стравинского «Назад к Баху», стремясь объединить музыкальный опыт прошлого с современными способами выражения. Все это было тесно связано с «новой вещественностью». Среди выдающихся композиторов Веймарской республики можно выделить Пауля Хиндемита и Курта Вайля.

Актеры пьесы «Сон в летнюю ночь», режиссер Макс Рейнхард.
Актеры пьесы «Сон в летнюю ночь», режиссер Макс Рейнхард. Источник: benitomovieposter.com

Также в 1920-е годы в Германии активно развивался театр, для которого это время стало временем инноваций. Так, их широко использовал руководитель «Немецкого театра» в Берлине Макс Рейнхардт. Режиссер смело экспериментировал, использовал в постановках музыку, скульптуры и пантомиму. Впоследствии такая театральная модель получила название синтетического театра. Также знаковыми режиссерами можно назвать Бертольда Брехта и Эрвина Пискатора. Брехт хотел распространять революционную идеологию через театральные представления, он стремился внушить человечеству неверие в предопределенность судьбы. Пискатор же был основоположником документализма, использовал в представлениях куски кинофильмов и кинохроники. Почти все его постановки имели политический контекст, многие и вовсе были предвыборными, поэтому сейчас его считают одним из создателей политического театра.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари», режиссер Роберт Вине.
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари», режиссер Роберт Вине. Источник: kinozon.tv

В кинопромышленности господствовали крупные компании, что позволило обновить технику и расширить сеть кинозалов. В результате фильмы показывали почти постоянно. При этом кино не было особой роскошью, в основном кинотеатры посещали рабочий и средний классы. Популярностью пользовались многие жанры, начиная комедиями и заканчивая фантастическими ужасами, создателями которых можно считать режиссеров Роберта Вине и Фридриха Вильгельма Мурнау. Их фильмы еще долгое время считались самыми зловещими в мире. Тем не менее все картины были немыми, а производство звукового кино началось лишь в середине 1920-х, и уже в 1930-м на экраны кинотеатров вышел 101 звуковой фильм. Именно в 1920-х в Германии впервые в кино снялась знаменитая актриса Марлен Дитрих.



Екатерина Морозова

Источники


  • Бернд Бонвеч «История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века»

  • Татьяна Колядич «История мировой культуры»

  • Фото анонса на главной странице: liveinternet.ru

  • Фото лида: wikioo.org    https://diletant.media/articles/45248840/








Tags: Искусство и культура, История, Люди и этносы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments