Давид (bolivar_s) wrote,
Давид
bolivar_s

Categories:

Арик Эльман. По поводу все того же Йозефа Липского..

Arik Elman.
Длинный текст, не читайте.

По поводу все того же Йозефа Липского, за честь и достоинство которого (и антисемитского режима, которому он служил) некоторые так беспокоятся.

С момента кончины Пилсудского в 1935 году польский государственный, идеологический и интеллектуальный дискурс быстро достиг консенсуса о том, что евреев в Польше СЛИШКОМ МНОГО и что еврейское население Польши является ПРОБЛЕМОЙ, без решения которой путём существенного сокращения числа евреев невозможно дальнейшее национальное развитие Польши. Ещё раз для непонятливых - это не была «экстремистская» позиция, это была позиция центристского консенсуса. Это не была попытка понравиться антисемитскому режиму в Германии - это было чисто внутреннее явление, и зачастую те, кто были самыми резкими антинацистами, были одновременно и яркими антисемитами.

Дискриминационные меры против евреев, принятые в Польше на самых разных уровнях - от государственного до профсоюзного - и нарастающие темпы антисемитского насилия в последние предвоенные годы, были направлены в первую очередь на поощрение еврейской эмиграции. А поскольку права евреев (и прочих меньшинств) в Польше были закреплены международными обязательствами нового государства в т.н. Малом Версальском договоре, польское правительство активно пыталось убедить Лигу Наций признать свою правоту и содействовать Польше в решении «еврейской проблемы». Хотя Польша официально вышла из договора в 1934 году, объявив его «оскорблением своего суверенитета», эти усилия продолжались. В 1935 году ответственность за «Еврейский вопрос» официально перешла от польского МВД в польский МИД - тем, кому кажется, что речь идёт о формальности, можно предложить представить себе подобное решение правительства Израиля в отношении арабского населения, и прикинуть, что это означает.

В сентябре 1936 года глава МИД Польши, босс того самого Липского Йозеф Бек обратился к Лиге Наций с требованием содействовать в ежегодной эмиграции от 80 до 100 тысяч польских евреев. Бек ничтоже сумняшеся даже кооптировал сионизм в своих целях - если сами евреи хотят создать национальный дом вдали от Польши, то, значит, Польша им чужая, они чужие ей, и им надо помочь расстаться. В 1938 году Бек дал указания послу Польши в США довести до Вашингтона «ту огромную важность, которую Польша придаёт немедленной организации массовой и конструктивной деятельности по еврейской эмиграции». В начале 1939 года Польша информировала Германию о том, что «эмиграция польских евреев... необходима сегодня больше, чем когда-либо, и поэтому мы представляем эту проблему странам Западной Европы самым решительным образом».

В этом дискурсе тема переселения евреев на Мадагаскар вставала раз за разом - по инициативе польской стороны. Почему Мадагаскар? Идея отправить евреев туда родилась у антисемитов во Франции, которой этот остров тогда принадлежал, распространявших между двумя мировыми войнами «шутливый» призыв «Madagassez les Juifs» («Мада-газом этих евреев», такая вот веселая игра слов). Франция была политически более близка к Польше, чем Британия, и в Варшаве надеялись, что французы будут более гибкими, чем британцы, постоянно ограничивавшие еврейскую иммиграцию в подмандатную Палестину. Действительно, когда Бек предложил в октябре 1936 года эту идею еврейскому премьеру Франции Леону Блюму, тот не послал поляка куда подальше, а, напротив, разрешил послать на остров комиссию. Комиссия, разумеется, тут же рекомендовала переселить на Мадагаскар сразу 50 тысяч польских евреев, но план завалили сначала польские националисты - сообщения о том, что остров подходит для колонизации, вызвали демонстрации под лозунгом «Мадагаскар только для поляков!», затем французские, которые опасались, что массовое переселение поляков приведёт к утрате острова, и в конечном итоге сами мальгаши, лидеры которых разъяснили французам, что не будут пассивно взирать на белую экспансию.

Ну и, разумеется, нельзя не увидеть параллель между нацистским «переселением на Восток» и польским желанием отправить евреев «на Мадагаскар», к черту на кулички, с глаз подальше. В этом контексте отчёт Липского о беседе с фюрером предстаёт в своём истинном свете - это не какая-то там невинная шутка, не дипломатическое желание подыграть собеседнику и даже не демонстрация личного антисемитизма самого Липского. В еврейском вопросе и необходимости решить его путём удаления евреев из Европы режимы Польши и Германии (и не только они) были на тот момент абсолютно едины, и Липский представлял точку зрения своего правительства, открыто и регулярно высказанную на мировой арене.

Поэтому, когда нацисты начали осуществлять на практике идею очистки Польши от евреев, удивляться следовало бы не тому, что многие поляки восприняли происходящее без особого потрясения, а тому, как много польских националистов и рьяных католиков, поняв, что происходит, встали на защиту евреев, рискуя жизнью. Польская трагедия, польский героизм, польские Праведники народов мира - это факты. Откровенно антисемитская политика Польши перед войной - тоже.

«Фактам плевать на ваши чувства» (Бен Шапиро).

Вот так как-то.

Апдейт: раз уж собрал это в комментарий, пусть и тут будет.

В последние пять лет перед войной положение евреев в Польше выглядело следующим образом:
- прием на государственную службу, включая школы - йок.
- высшее образование - "скамьи гетто" (публичная сегрегация еврейских студентов), жесткая процентная норма
- профсоюзы, включая адвокатов и врачей, а также объединения предпринимателей, торговцев и рестораторов - йок, туда принимали только христиан, евреям пришлось создавать свои.
- социальные пособия - йок, закон был прописан так, что большинство евреев, которые трудились дома, в мелких лавках и мастерских, на пособия права не имели.
- кошерный убой скота - с 1936 г. ограничен, в 1938 поэтапно запрещен.
- экономическая свобода - йок. С 1936 года в Польше действует открытый (провозглашенный премьер-министром) и скрытый экономический бойкот евреев. Список мер будет длинный, начиная с обязанности писать на вывеске имя владельца бизнеса и кончая специально разработанной налоговой системой, которая была призвана удушить еврейский мелкий бизнес и отлично с этим справлялась.
- отдельно надо упомянуть интересную политику национализации. Правительство Польши систематически национализировало отрасли, традиционно считавшиеся "еврейскими" - спички, соль, алкоголь, табак - вытесняя из них сначала еврейский бизнес, а потом и еврейский труд.
- свобода религии - йок. Польские власти сделали воскресенье обязательным днем отдыха для всех, включая чисто еврейские бизнесы и предприятия. Многие из них не могли позволить себе два выходных дня и вынуждены были нарушать субботу. Евреи, работавшие в государственных отраслях, не вышедшие на работу в субботу, немедленно увольнялись.
- экуменическая терпимость - йок. Политический антисемитизм был обязательной частью программы католических партий и общественных объединений Польши - под руководством церкви. Значительная часть антисемитской пропаганды производилась в церковных газетах и издательствах.
- физическая безопасность - йок. Экономический бойкот, как водится, быстро вылился в кампанию избиений, поджогов, даже бомб, а потом уже начали бить евреев на улице. 1936 год - только в районе Белостока 21 погром и 348 индивидуальных нападений. В университетах вообще происходили регулярные атаки банд студентов на евреев.

Апдейт 2 - я не пользовался этим документом, потому что обстоятельства его сочинения вызывают сомнения - в 1946 году Госдеп США мог много чего написать, чтобы оправдать предательство Польши союзниками. Тем не менее, вот он:

UPLOAD.WIKIMEDIA.ORG



Tags: Аналитика и публицистика, Биографии, История, евреи и Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments